Лучший фильм о такой «русской болезни», как алкоголизм, был снят на иной национальной почве — в Грузии. «Саба» — это бытовая камерная драма, «смесь Маяковского с Достоевским», как утверждал режиссер фильма Михаил Чиаурели, в недалеком прошлом организатор театра Революционной сатиры, художник, скульптор, примыкавший к ЛЕФу. От Маяковского в фильме все, что придает откровенно агитационный поворот теме: жанровые сцены, решенные сатирически, даже гротесково (сцены в духане, как ожившие полотна Пиросмани), кинохроника (детская демонстрация «Мы против пьяных отцов» и открытый суд над алкоголиками) и даже кадры научно-популярного характера (показ новейших средств и методов лечения).
От Достоевского — весь пласт психологизма, порой переходящего в демонстрацию пораженной алкоголем психики, и мрачная, напряженная, контрастная тотальность изображения. Тифлисский вагоновожатый Саба — это два человека в одном: трезвый — он любящий отец, внимательный муж, добрый хозяин, но жестокий, избивающий домочадцев, крушащий все вокруг в минуты хмельного помрачения. Эта болезнь мужчины неподъемным грузом легла на плечи женщины, его жены, изможденной тяжелым трудом, живущей в постоянном страхе за сына. Маро — первая большая роль в кино театральной актрисы, игравшей Шекспира, ученицы мхатовца Константина Марджанишвили Верико Анджапаридзе. Критики, признавая ее мастерство, находили, что типажно актриса слишком возвышенно-трагична, утонченна, интеллигентна для роли жены рабочего. Но ведь в те переломные годы женой рабочего могла быть женщина из иной социальной среды... Уволенный за пьянство с работы, оставшийся один, когда под давлением общественности жена, взяв сына, ушла из дома, Саба в тяжелом похмелье угнал из депо трамвай. В духе нравоучительной драмы он едва не становится убийцей собственного сына. Коллектив депо устраивает над ним показательный суд, но сильнее общественного обличения оказывается пережитое душевное потрясение и психологический самосуд. К Саба, победившему свой недуг, возвращается семья. Финал фильма оптимистический и плакатный: Саба на своем рабочем месте в кабине вагоновожатого, а мимо по улице движется колонна пионеров, несущая бутафорский гроб с огромной бутылью вина. В руках его сына транспарант в призывом ко всем отцам: «Папа, не пей вина».
<...>
Гращенкова И. Н. Фильмотека [Социальные болезни 20-х] // Гращенкова И. Н. Киноантропология ХХ/20. М.: Человек, 2014. С. 769-790.