Пташук — удивительная фамилия, когда не знаешь человека, который ее носит, или уже носил, или будет еще носить. ПТА (ПТАХ) — в древнеегипетской мифологии покровитель искусств, ремёсел, создатель всего сущего. У нас ПТАХА — это что-то маленькое, незащищенное, какой уж там покровитель, не говоря уже о создателе.
Наперекор всему Пташук Миша был и создателем, и покровителем. Он был большой, зеленоглазый, рыжий и, как все рыжие и большие, многозначителен и самовлюблен. Да, именно не самолюбив, а самовлюблен, ибо Миша влюблялся сам... в свое кино. А когда влюблялся Миша Пташук, эту рыжую глыбу невозможно было свернуть. Кто первый раз его видел, так сразу же и заблуждался. У Миши был, как бы сказал стоматолог, немного неправильный прикус, и он чуть-чуть шепелявил. И создавалось впечатление, что перед тобой стоит этакий, театральным языком выражаясь, «простак» — есть такое амплуа.
О, как многих этим прикусом он вводил в это самое заблуждение. Этот человек был хитер, я люблю это слово и считаю его в смысле характеристики очень положительным. Хитрость как бы оборотная сторона ума, а вот ума у Миши было намного больше, нежели хитрости. Хватило же ему ума, выходцу из глухой белорусской деревни из-под Барановичей, стать кинорежиссером, закончив курс у большого мастера Данелии. Хватило же ему ума в наше время снимать кино. Да-да, именно кино, а не вонючие сериалы. Многие, многие, многие не смогли, а он смог. Миша, Миша, Миша Пта — шук. Птах — Создатель и Покровитель. Птаха — незащищенная большая зеленоглазая рыжая птаха.
Спасибо Создателю, что я работала с тобой.
Русланова Н. Пташук Миша // Михаил Пташук. Исповедь режиссера Мн.: 2004. С. 276-277.