Может показаться, что кино слишком часто теперь обращается к романам Ильфа и Петрова. Не все ли уже сказано? Но мы-то думаем, что ресурсы здесь просто неисчерпаемы.
Прежде всего они кроются в неиссякаемом авторском юморе, острой, по сей день современной сатире, ярких характерах персонажей. И мы стремимся не отходить от неповторимого текста, сохранить все обаяние романа, то есть максимально приблизиться к оригиналу.
Тут возникает вечная проблема экранизаций. «Двенадцать стульев» — любимое буквально всеми произведение, его не один раз перечитывают, и у каждого читателя сложилось четкое, определенное видение персонажей. Создать в своем воображении образ Остапа Бендера не трудно, настолько ярко и художественно он выписан. И каждый зритель, наблюдая за героем, невольно будет прикидывать про себя, соответствует ли исполнитель его представлению о Бендере. Всех удовлетворить невозможно, да мы и не ставим перед собой такую цель. Свою задачу я вижу в том, чтобы передать на экране логику моего собственного восприятия этого образа.
Но говорить сейчас о какой-либо трактовке образа мне кажется преждевременным, нельзя заранее предопределить, каким будет мой Остап Бендер. Я считаю, что артиста не нужно даже спрашивать, как он «подошел» к той или иной роли — пусть лучше покажет.
Многое будет зависеть от гармоничного созвучия всего актерского ансамбля. И может случиться так, что первоначально задуманный портрет героя придется существенно изменить, переписывать. Говорить об интерпретации образа имеет смысл только когда работа будет завершена.
Сейчас могу только поделиться некоторыми собственными мыслями об Остапе. Остап Бендер очень разный: он всегда среди людей и все-таки одинок: он мечтатель и рационалист одновременно; он эгоистичен и при этом, несомненно, талантлив. Вся его беда в том, что он не находит достойного применения своему таланту, его энергия и фантазия тратятся щедро, но в конечном итоге бесцельно.
И оттого Остап Бендер — фигура драматическая.
Мне кажется, что история Остапа Бендера не может оставить равнодушным современного зрителя. Оглянитесь вокруг, и вы, наверняка, увидите человека, который не умеет распорядиться своим талантом, направить его в нужное русло и жить, полностью отдавая все свои способности благородным целям. Как обидно порою бывает за людей, которые свои организаторские способности, умение проявлять инициативу, творческое воображение могут использовать лишь для мелких собственнических интересов!
Образ Остапа Бендера в какой-то степени стал нарицательным и воспринимается обобщенно. Но кино — искусство конкретное и наша задача сделать Остапа Бендера живым реальным человеком со своими привычками, манерой поведения. Иначе образ останется лишь иллюстрацией.
Миронов А. В роли Остапа Бендера [инт. Т. Захорошко] // Искусство кино. 1976. № 7. С. 123-124.