— Идея «Самого лучшего дня» появилась задолго до успеха «Горько!». Она как-то менялась за это время?
Я по образованию театральный режиссер, закончил Российскую академию театрального искусства, мастерскую Марка Анатольевича Захарова, народного артиста СССР. Еще в институте я прочитал эту пьесу. Первый раз я ее увидел в отрывке своего сокурсника Вити Алферова. Мне она очень понравилась. Потом я ее репетировал со студентами. А потом поставил в театре. И вот когда я ее ставил в театре пять лет назад, я вдруг понял, что это кино. Начали возникать картинки. А я вообще в кино тогда начал движение — стал писать короткометражки, читать книжки по кинодраматургии. Проучился уже немножко во ВГИКе на продюсерском факультете.
Это был второй сценарий, который я написал (первый сейчас пока еще не снят, но он, мне кажется, тоже хороший). Я сел и написал заявку. Начал с этой заявкой ходить. С этой же заявкой в двенадцатом году попал на питчинг «Кинотавра», где познакомился с людьми из «Базелевса». Но так как у меня сразу была идея сделать музыкальную комедию, что достаточно затратно и рискованно, то руки у продюсеров дошли до этого проекта сейчас, когда появилось вроде у всех ощущение, что я могу сделать смешно. А музыкальность формата историю немножко ужирняет, дополняет, дает возможность проекту выглядеть свежим за счет некоторого жанрового своеобразия.
— То есть с самого начала вам было интересно действие вокруг свадьбы строить.
А у нас нет свадьбы в этом фильме. День свадьбы — он впереди. О ней говорят, да, — ну говорят, а что. Но в жизни простого россиянина есть три события важных — и это не я заметил, а Грибоедов. Рождение, женитьба и смерть. Поэтому тему женитьбы сложно обойти: если в комедии есть любовь, то, значит, скорее всего, либо люди женаты, либо собираются жениться, либо развелись.
— Либо не женятся и тогда это трагедия?
Например. Это не то что я специально за уши теперь притягиваю: ой, а давайте так, чтобы у нас свадьба была! Это естественный ход вещей. Более того, это же пьеса Александра Николаевича Островского («Старый друг лучше новых двух»). Героиня узнает, что ее суженый, который обещал ей жениться, это обещание не исполнит и собирается жениться на другой. Понимаете, тут скорее к Александру Николаевичу Островскому вопрос. Это он злоупотребляет.
— Элегантный ответ. Вы часто говорите в интервью о том, что сюжет в кино должен состоять из экстремальных ситуаций. Получается, что свадьба просто одна из них — наиболее интересная вам.
Да, говорю. Драматургия — это монтаж экстремальных ситуаций, в которых герои могут как-то проявить свой характер. <...>
Жора Крыжовников о «Самом лучшем дне», комедиях и повторюшках (беседует Наиля Гольман) // Афиша Daily. 29 декабря. 2015