После убедительной победы комедии «Горько», собравшей в прокате 4 млн долларов и отмеченной критиками как открытие нового режиссерского имени, старт фильма «Горько 2» вызвал особое внимание. Мнения после премьеры привычно разделились, часть зрителей наотрез отказывается признать в фильмах Крыжовникова художественную ценность, в то время как другие сравнивают его с Сухово-Кобылиным или Феллини. Одним продолжение нравится едва ли не больше первого фильма, другие считают его скороспелой халтурой и обзывают пошлостью.
На мой взгляд, это, конечно, очень актуальное и обаятельное кино, в котором есть замечательные наблюдения, социальные открытия и точные характеристики. Жанр социальной комедии (именно комедии, а не сатиры) вообще редко кому удается, а ученик Марка Захарова Андрей Першин (таково настоящее имя режиссера, скрывшегося под провоцирующим псевдонимом) им явно владеет. Его макабрические сюжеты неожиданны и узнаваемы одновременно, шаржированные герои вызывают не только смех, но и сочувствие, и уж совершенно очевидно, что нечто подлинное о нашей жизни в этих картинах ему удалось передать. Если в первом фильме южнорусская свадьба стала метафорой современного российского общества и его ценностей, то фальшивые похороны второго можно считать предчувствием грядущего кризиса.
Другое дело, что заданный прокатом формат современной комедии волей-неволей превращает любой фильм комедийного жанра в телевизионно-эстрадное шоу, со всеми его знакомыми пороками. Однако российский оскаровский комитет в этом году вполне всерьез голосовал за комедию «Горько», и только несколько голосов обеспечили выдвижение на премию «Левиафана».
Солнцева А. Последний тучный год. Российского авторское кино в 2014-м // Знамя. 2015. №3.