Что можно сказать про Алису Фрейндлих? Что она гениальная актриса? Но это всем известно. Нет таких слов восхищения, которые не употреблялись бы в ее адрес!
Когда я первый раз шел на репетицию с ней, то, конечно, волновался: «Сейчас буду репетировать с самой Алисой Фрейндлих!» Но прошло пятнадцать минут, напряжение ушло, волнение ушло, и мы стали увлеченно работать. Радость, которую я испытываю в работе с ней, — словами передать трудно.
Есть два свойства Алисы Бруновны, которым я не перестаю удивляться. Это, во-первых, ее фантастическое обаяние, которое достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным.
И вот что еще меня в ней удивляло всегда, удивляет и по сей день: на репетициях она никакая не звезда. Даже не сообщница, а студентка. Она всегда внимательно слушает, что ей говорит режиссер, пропускает через себя. Да что говорить — в работе она просто очаровательна. Она прима, она звезда, но по результату своей работы, а в процессе репетиций — никогда. А это в театре большая редкость.
Я с сожалением думаю, что встречался с ней в работе только дважды. Конечно, это потеря только для меня. Постараюсь это восполнить.
Но ведь с ней всегда хочется делать что-то особенное.
Например, когда я предложил ей репетировать роль леди Макбет в известной трагедии Шекспира, она поначалу долго отказывалась: «Я такого никогда не играла, сомневаюсь, пока не созрела...» Тогда я сказал: «Давайте попробуем репетировать месяц. Если и по прошествии этого времени вы скажете, что роль не ваша, — я больше спорить не буду». Но, слава богу, все обошлось, и она сыграла в спектакле. Алиса Бруновна не боится быть некрасивой — для роли леди Макбет ей пришлось надеть ужасный «лысый» парик и выглядеть, мягко говоря, неприятно. Но ради роли она на это пошла. А это ведь среди актрис встречается ой как нечасто — мало кто может быть так беспощаден к своей внешности.
Алисе Фрейндлих юбилей [70 лет] ничем не грозит. Бывает, что после юбилея артисты успокаиваются, подводят итоги. Я помню ее юбилей десять лет назад, и за это время она только набирала, а не теряла. Она в прекрасной форме — я говорю это не потому, что у нее юбилей, а меня про это спрашивает корреспондент «Известий» — это действительно так. Поэтому единственное, чего ей можно пожелать — здоровья.
Чхеидзе Тимур. На сцене она не боится быть некрасивой // Известия. 2004. 7 декабря.