1
Хржановского А. Ю. — студента 3-го курса режиссерского отделения за грубое нарушение учебной дисциплины и вызывающее поведение [по отношению] к педагогу, из числа студентов института исключить.
Директор ВГИК: А. Н. Грошев 15 сентября, 58 г.
2
Хржановского А. Ю. восстановить в числе студентов 3 курса режиссерского отделения и во изменение приказа № 333 от 15.09.58 года объявить ему строгий выговор с предупреждением.
А. Н. Грошев, 7 декабря, 58 год
3
От студентов ВГИКа, режиссерского отделения 3 Курса: Алто, Гасанова[1], Манаряна, Арсенова[2], Крогулитиса, Сиидова, Курманова, Георгиева, Дьяченко[3].
Заявление.
Нам, студентам 3 режиссерского курса, стало известно, что Ученый Совет института был неточно информирован о случае, происшедшем на занятии по спец. подготовке 9 сентября с нашим товарищем по курсу Хржановским А. Ю. и послужившим поводом для исключения его из института.
Мы, присутствовавшие на этом занятии, считаем своим товарищеским и комсомольским долгом достоверно описать этот случай.
В то время как студент Хржановский записывал лекцию, преподаватель т. Бескровный заметил лежавшую на его коленях книгу, раскрытую, но перевернутую текстом вниз, которую он не читал. На предложение педагога выйти, студент Хржановский ответил: «Пожалуйста, я уйду», — и вышел.
Все прочее, что приписывается Хржановскому, не имело места.
Девять подписей студентов.
17.09.58 г.
4
Характеристика
на студента 3-го курса режиссерского факультета Хржановского Андрея Юрьевича.
За время обучения в институте на 1-м, 2-м и 3-м курсе показал себя только с отрицательной стороны.
Недисциплинирован. Изучать военное дело не желает и к военной подготовке относится вызывающе пренебрежительно. Много пропускает занятий без уважительных причин, опаздывает на занятия.
Ленив. В строевом отношении слабо подтянут. Неряшлив. Особенно плохо ведет себя на занятиях: разговаривает, мешает заниматься другим товарищам, грубит преподавателям, читает художественную литературу во время практических занятий, за что преподавателями удалялся с занятий. На занятия являлся, как правило, не подготовленным. Годовой экзамен на первом курсе не сдал. Сдал лишь после дополнительной подготовки. На втором курсе программу усвоил очень слабо. На замечание и критику старших товарищей реагирует болезненно.
И. о. начальника военной кафедры полковник Бескровный
12.09.58 г.
5
ПРОТОКОЛ № 19
Заседания военной кафедры ВГИК от 29 ноября 1958 года
Присутствовали:
Генерал-лейтенант Волков М. В., подполковник Петров, полковник Бескровный, полковник Шиманский, подполковник Демин, подполковник Железников, полковник Масленников.
Студенты: Секретарь комсомольского комитета ВГИК Медведев[4], зам. секретаря комсомольского комитета ВГИК Арсенов, секретарь комсомольского бюро курса Боим, староста группы Вабалас[5], комсомолец Курманов.
Повестка дня:
1. Разбор заявления студента Хржановского о восстановлении его в институте.
Комитет ВЛКСМ института.
По вопросу выступили:
Студент Хржановский: Когда исключили меня из института за плохое отношение к спец. подготовке и плохую дисциплину, я понял, что осуждение моего проступка было правильным. Я понял все это и глубоко пережил. Если кафедра посодействует вернуться мне снова в институт, то я обещаю коренным образом исправить все свои ошибки. Буду хорошо учиться и соблюдать дисциплину. Я очень прошу кафедру помочь восстановить меня в институте.
Вопрос к Хржановскому:
— Вы говорите, что у Вас хорошие и отличные оценки по учебе на факультете, а какие оценки у Вас по спец. подготовке?
— У меня отметки положительные.
Вопрос:
— А какое Ваше поведение на уроках по спец. подготовке?
Ответа не последовало.
Подполковник Бескровный зачитал из журналов, что у студента Хржановского несколько опозданий на занятия и самовольных уходов с уроков и много пропусков занятий без уважительных причин, за что имел ряд замечаний и предупреждений от преподавателей.
Подполковник Петров рассказал о плохом отношении студента Хржановского к занятиям по спец. подготовке до его исключения и добавил, что за последнее время в группе улучшилась дисциплина на занятиях и студенты более внимательно относятся к занятиям. Надо считать, что студенты правильно оценили проступок Хржановского и хотят улучшить свое отношение к спец. подготовке.
Подполковник Демин задал вопрос старшему группы:
— Как студенты группы оценивают сами поведение студента Хржановского?
Ответы:
Старший группы студент Курманов: Мне трудно рассказать, как это получилось и с чего началось. Дисциплина в группе была плохая, и меня это удивляло. Эта плохая дисциплина была не только на уроках по спец. подготовке, а и на других уроках. Наказание Хржановского — это наказание всей группы, т. к. виноват в этом не только он один. Другие были не лучше его. Но он один несет наказание за всех. Он не исключение в группе. Поэтому, я считаю, что будет правильным вернуть Хржановского в институт. Все студенты переживают свою вину и сделают правильный вывод. Теперь в группе дело с дисциплиной налаживается к лучшему, и при возвращении Хржановского в институт мы не ослабим внимания к учебе и к дисциплине. Его надо вернуть в институт.
Студент Арсенов: Мне выступать легче, так как я прошел такой же путь, как и Хржановский. Студент Хржановский, кроме того, еще вступил в пререкание с преподавателем, полковником Бескровным. Я должен сказать, что у нас на курсе очень плохо с дисциплиной. Хржановский — не исключение. Он не хуже и не лучше других, но он один понес наказание за проступки не только свои, но и за весь курс. В настоящее время весь курс оценил свое поведение и во многом исправился. Мы поняли, что невозможно плохо относиться к урокам по спец. подготовке, к дисциплине, так как это дело государственное. Мы осудили и свои проступки, и проступки Хржановского и считаем возможным вернуть его в институт. С приходом Хржановского в институт будет не хуже, а лучше. Мы будем стараться учиться намного лучше.
Студент Вабалас: Случай с Хржановским встряхнул весь наш курс. Мы оценили эту меру как положительную, способствующую укрепить дисциплину на всем курсе, улучшить качество учебы. Мы считаем возможным вернуть Хржановского в институт, и считаем, что это будет правильным. Хржановский пострадал не только за себя, но и за весь курс, так как дисциплина на курсе была очень плохой.
Студент Боим: Я учился в Ленинграде, и у нас был аналогичный случай с одним из студентов. Его так же, как и Хржановского, исключили из института, а потом восстановили, считая, что эта воспитательная мера сыграла свое дело. Я считаю возможным вернуть Хржановского в институт, и это будет правильным.
Подполковник Петров: После случая с Хржановским в этой группе студенты несколько улучшили отношение к спец. подготовке. Повысилась посещаемость, поднялась дисциплина. Но с приходом Хржановского в институт все студенты должны еще лучше учиться и еще больше укреплять дисциплину. Комсомольская организация группы должна конкретно помогать отстающим, должна укреплять дисциплину, чего раньше она не делала. Думаю, что в настоящее время можно будет ходатайствовать перед дирекцией о возвращении Хржановского в институт.
Студент Медведев: С Хржановским мы занимались мало и этот вопрос по борьбе за дисциплину, за качество учебы мы в комсомоле вообще упустили. Я считаю, что возвращение Хржановского в группу, в институт, не должно рассматриваться в группе как геройский поступок. Со своей стороны комсомольцы примут все меры по улучшению работы, по укреплению дисциплины. Думаю, возвращение Хржановского в институт не повредит делу, и будет воспринято как положительный шаг со стороны дирекции.
Генерал Волков: По заявлению Хржановского, написанного им с просьбой о восстановлении его в институте, он говорит, что до исключения из института он не получал замечаний за поведение. Факты говорят о том, что замечания и предупреждения были и раньше, кроме того, в заявлении он пишет, что на экзаменах и зачетах он получал только четвертки и пятерки, в то время как по спец. подготовке получал оценки не выше «удовлетворительно». Это говорит о том, что Хржановский не вполне искренен в заявлении. Но, учитывая его раскаяние и обещание загладить свои проступки отличным поведением и учебой, считаю возможным просить директора института о возвращении Хржановского в институт.
Решение кафедры:
Просить директора института вернуть студента Хржановского в институт, заменив ему исключение из института строгим выговором с последним предупреждением.
Начальник Военной Кафедры ВГИК Генерал-лейтенант М. Волков.
Секретарь Заседания Кафедры Полковник Масленников.
2 декабря 1958 года
(дело № 2376)
Личное дело №... [Андрей Хржановский] // Киноведческие записки. 2004. № 68. С. 87-90.
Примечания
- ^ Гасанов Файк Разаевич окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1961 г.
- ^ Арсенов Павел Оганезович (1936-1999) — режиссер. Заслуженный деятель искусств РФ. Закончил ВГИК в 1964 году, мастерскую Г. Л. Рошаля. Дебютировал дипломной новеллой «Подсолнух», работал режиссером-постановщиком на Киностудии им. Горького, поставил «Король-олень» (1970), «С любимыми не расставайтесь» (1980).
- ^ Дьяченко Владимир Петрович — режиссер, окончил ВГИК в 1961 году.
- ^ Медведев Армен Николаевич — киновед, окончил ВГИК в 1960 году (мастерская Н. Лебедева). В 1992-1999 — председатель Госкино РФ, в настоящее время — президент «Фонда Ролана Быкова» кино и телевидения для детей и юношества С 1980 года преподает во ВГИКе.
- ^ Вабалас Раймондас-Пятрас Альфонсович — режиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Литвы. В 1964 году закончил ВГИК, мастерскую Л. В. Кулешова. Режиссер фильмов «Шаги в ночи» (1962), «Марш! Марш! Тра-та-та!» (1962), «Лестница в небо» (1967) и многих других.