Олегу Ефремову — 50 лет! Нам не хотелось бы использовать несколько затертые юбилейные формулы, но без одной из них обойтись невозможно: в это трудно поверить. Ибо с его именем, с именем его первого и главнейшего детища «Современника» связано то вечно обновляющееся, не стареющее начало в искусстве театра, которое, даже уходя в историю, сохраняет свою молодость. Это тем более важно, что Ефремов в известном смысле олицетворяет неуспокоенность, неудовлетворенность и как режиссер, и как артист, и как театральный организатор. Он принадлежит к той когорте людей, которые объединяют в себе самые различные способности и дарования, умея подчинить их главному в своей жизни.
Созданное Олегом Ефремовым в советском искусстве многообразно и значительно, необычайно существенно для нашей театральной культуры. Он стремится развивать ту художественную традицию, у истоков которой стояли основатели МХАТ К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Он стремился к этому же в пору создания «Современника», для первого поколения которого мхатовская школа была альмой матер, а верность «правде жизни человеческого духа» была критерием истинности искусства.
Первые спектакли «Современника» поражали не столько мастерством, сколько ясным пониманием идейной значимости искусства. Гражданственное этическое начало художественного творчества для Ефремова всегда было наиглавнейшим—на нем строилась эстетика его театра, отличавшаяся естественностью, непосредственностью в восприятии жизни, верностью правде реальности. Лучшие его актерские работы выражали его режиссерские принципы, которые в свою очередь определялись его жизненной позицией.
По природе своего дарования Ефремов — лидер театрального движения. Он никогда не ставил спектакли «на себя», но само его присутствие на сцене становилось фактом художественно значительным, организовывало спектакль, выявляло идейную устремленность постановки. Если в первой редакции «Вечно живых» В. Розова — этого манифеста «Современника» — именно ефремовское исполнение роли Бориса сконцентрировало внимание зрителей на молодых героях пьесы, на поисках ими путей в жизни, то во второй редакции спектакля его идейным центром был Бороздин-старший, настоящий коммунист, интеллигент, человек, которого снова сыграл О. Ефремов.
Беспредельность актерской палитры Олега Ефремова позволяет ему равно убедительно играть роли абсолютно противоположные. Так когда-то в «Современнике» он виртуозно сыграл Николая I в «Декабристах» Л. Зорина, а во МХАТ дерзнул воплотить образ самого Пушкина в «Медной бабушке». Ефремов играет (редко, но удивтельно интересно) трагикомическую роль Себейкина в пьесе М. Рощина «Старый Новый год», создает житейски достоверный и одновременно возвышенно-патетический характер бригадира Потапова в «Заседаниипарткома» А. Гельмана.
Во всех спектаклях «Современника», поставленных О. Ефремовым, — а среди них были такие, как «Вечно живые», «Два цвета», «Без креста», «Большевики» и многие другие, — было одно существенное качество, дававшее право поручить именно этому режиссеру руководство театром, из школы которого он вышел. Они были сильны верой в актера, главное действующее лицо театра
вообще.
В динамике его мышления, в его абсолютной непримиримости к сценической фальши выражается внутренняя суть художника, осознавшего свое призвание и осуществляющего себя в творчестве с завидной полнотой.
Ефремов напряженно стремится к острому, конфликтному осмыслению современности, твердо веря в поступательное движение нашей жизни.
Поставленные Ефремовым «Сталевары» Г. Бокарева, над которыми долго работали драматург и театр, стали открытием нового типа сценического действия. В знаменитом ныне мхатовском «Заседании парткома» производственная тема разрабатывалась уже более глубоко и емко. Острая публицистичность спектакля слилась здесь с «естественным» биением сердец, напряженная сценическая жизнь обострялась глубоко личной темой возрождения искусства сплотившей всех его участников. И как в былые времена, Ефремов — Потапов стал идейным и художественным центром спектакля.
В режиссуре Олега Ефремова сильна сегодня способность сконцентрировать все компоненты пьесы в едином фокусе главной идеи постановки. Последняя по времени его режиссерская работа — интерпретация чеховского «Иванова» — в известном смысле подвела итог его многолетним режиссерским размышлениям над классикой. Гармоничность компонентов этого спектакля — свойство истинно мхатовское, — определяется не только четкостью идейной конструкции, но и поразительным многообразием актерских работ, «завязанных» в единый ансамбль без напряжения и демонстративности. Эта работа убеждает, что Олег Ефремов, юбилей которого все мы с удовольствием отмечаем, в прекрасной форме! Он постоянен в поисках истины и строг к себе как всякий настоящий исследователь. А в этом — залог успехов!
Жизнь подлинного художника всегда сложна. Но кто знает, когда муки творчества превращаются в творческие свершения. И поэтому в дни его юбилея мы желаем Олегу Николаевичу Ефремову постоянной готовности к творчеству, новых художественных достижений, счастья и здоровья.
Татьяна Лиознова. Об Олеге Ефремове. // Театр. 1977. №10.