Кинохроника 1917–1922 V. Интервенция
С началом Гражданской войны в России высадились иностранные контингенты и военные специалисты. Они снимали свою хронику в попытке понять стихию революции, захлестнувшую огромную страну.
В интервенции принимали участие технически передовые державы с развитым кинопроизводством — США, Великобритания, Франция и Германия. Конечно, это повлияло на качество и количество отснятого материала, а также на выбор событий для съемок. В кадрах мы видим реалии Гражданской войны глазами иностранцев.
Германская интервенция
По данным Ирины Гращенковой одним из условий Версальского мирного договора было уничтожение германской военной кинохроники. Кинопленки были приравнены к оружию — средству агитации и пропаганды. Действительно ли было такое требование и насколько успешно оно выполнялось, сказать трудно, но, если судить по степени сохранности материалов, это правда. Впрочем, нужно учитывать и то, что во время Второй Мировой, города Германии подверглись сильнейшим бомбардировкам, и многие архивы просто сгорели.
Сохранилось расписание германских кинооператоров по фронтам, в том числе и тех, кто находился на оккупированной территории бывшей Российской империи. Нас интересуют данные на 1918 год. Известно, что военные киногруппы работали в Севастополе, Киеве, Ростове на Дону, Тифлисе, Дерпте, Гельсингфорсе (Хельсинки). Обширная география съемок охватывает все подконтрольные регионы.
В Госфильмофонде хранится хроника визита гетмана Скоропадского в штаб-квартиру немецких войск и его встречи с кайзером Вильгельмом II в сентябре 1918 года. Эту историческую встречу многие помнят по «Белой гвардии» Булгакова. На пленке кайзер и гетман беседуют на ступеньках штаба и дымят сигаретами. Отметим, в военной среде того времени следовало просить разрешения закурить в присутствии старшего по чину, а тем более в присутствие монарха, так что кадры являются демонстрацией явного благоволения гетману.
Есть небольшие сюжеты входа германских войск в Киев: военная комендатура, проверка документов на улицах, съемки представителей советской делегации, во главе с Раковским прибывшей на переговоры. Неизвестно, кто был автором съемки — оккупанты или, например, бывший в Киеве в это время Новицкий.
Некоторые фрагменты хроники этого периода проскальзывают в фильме петербургского режиссера Виктора Правдюка «Великая и забытая», это кадры, явно сделанные на Украине в полевых условиях. Вероятно, хроника заимствована из Бундесархива. Также во время оккупации Крыма были сняты как минимум два этнографических сюжета посвященных крымским татарам. Немцы традиционно использовали пропаганду крымско-татарского национализма в своих военно-политических целях. Съемки, сделанные в Ростове на Дону вошли в сюжет «Вид на Ростов». В кадрах запечатлены виды города, пехота и кавалерия Добровольческой армии. Примечательна единственная выявленная на сегодняшний день съемка атамана Краснова. С этими кадрами связана загадка. Возможно, это период оккупации Ростова, лето 1918 года. Однако в альбоме артиллериста Уильямсона есть фотографии идентичные данным кинокадрам с датировкой 1919 год, когда немцев там уже не было. Кадр с немецким солдатом в хронике действительно только один — он покупает гуся на рынке. Возможно, нас вводят в заблуждение титры на немецком языке.
Кинокадров, снятых в Закавказье выявить пока не удалось. Остались только фотографии, на одной из которых запечатлен немецкий кинооператор на фоне панорамы Тифлиса.
<
Прибалтика
События в Прибалтике подробно освещались в период сентября — октября 1917 года. Германские операторы подробно фиксировали взятие Риги и десант на остров Эзель. В рижской хронике есть уникальные кадры: среди прочих трофеев немцы демонстрируют знамена Российской Республики. На одном из них написано «Свобода, равенство, братство».
Уже после окончания Первой Мировой войны на территории Прибалтики немецкие добровольческие отряды — фрайкоры — ведут бои с латышскими красными стрелками. К этим событиям относится интересный эпизод, на котором стоит остановиться подробнее. Речь идет о часто цитируемых в кино кадрах расстрела. Они вошли в монтаж картины «Площадь Революции» и фильм «От царя к Ленину». Исследователь Елена Малышева упоминала об этих кадрах в своей статье о фальсификации (по незнанию или вынужденной) кинохроники.
Буквально любой расстрел Гражданской войны (а иногда и других войн) иллюстрируется этими кадрами, давно утратившими первоначальную привязку и превратившимися в кинематографический символ. Кто, кого и где тут расстреливает?
Поиски привели меня в Гуверовский архив. Оказалось, хронику снял американский оператор, лейтенант Фрэнк Джонсон, находившийся в Латвии в составе гуманитарной миссии. 26 мая 1919 года недалеко от Риги немецкие фрайкоры казнили 18 латышских большевиков. Расстрельная команда состояла из 9 человек, на каждого приговоренного приходилось по три пули. Циничная подробность: американца допустили к съемкам расстрела за пачку сигарет и даже позволили отсрочить казнь до 12 часов, чтобы снимать при хорошем освещении. Большевики в кадрах ведут себя равнодушно к смерти, улыбаются; кто-то смотрит в камеру настороженно. Это единственные документальные съемки расстрела времен Гражданской войны.
Север
Интервенцию на Севере снимали американские и английские кинооператоры. В составе американских экспедиционных сил работали операторы фотографического отдела U.S Signal Corps. Их материалы хранятся в Национальном архиве США. Американцы подробно освещали свою экспедицию, снимали парады, учения, дипломатические приемы, портреты военных и политических деятелей. Надо отметить съемки американского посла Фрэнсиса и главы Северной области Чайковского. Существует подробная документация произведенных киносъемок.
В собрании Госфильмофонда хранится фильм «Величайшая история в мире», сделанный британскими военными кинематографистами. В нем — высадка британской экспедиции в Архангельске, белогвардейские генералы и британские командующие, отдельные бытовые кадры и съемки на передовой. При расшифровке удалось идентифицировать на пленке генерала Скобельцына. Сверив кадры с фотографиями, из собрания Имперского военного музея, идентифицированы различные корабли, орудия и прочее, включая ледокол «Святогор» («Красин»), который сейчас стоит на вечной стоянке в Санкт-Петербурге (составная часть Музея Мирового океана). Завершается фильм эвакуацией британских войск: посадкой на корабли и отправкой в Англию.
Восток
На востоке страны, как и на севере, работали кинооператоры фотографического отдела U.S. Signal Corps. Капитан Говард Прайс Кингсмор совершил поездку с кинокамерой по Транссибирской железной дороге. Сегодня, благодаря исследователям из Омска, широкую известность получили съемки французских кинооператоров. Установлено имя одного из них: Люсьен Айер, снимавший в Омске, Николаевске, Семипалатинске, Иркутске, Владивостоке.
Краеведы нашли в периодике описание важного события, снятого французами: «Освящение знамени Батальона морских стрелков в присутствии Верховного правителя России адмирала Колчака».
Протоиерей Касаткин вручает знамя командиру батальона, Колчака сопровождает адмирал Коваленко. Адмирала Колчака снимал еще и американский офицер, путешественник, охотник за приключениями Карл фон Хоффман. Свою пленку (609 метров) он продал фирме «Урбан». Местонахождение материалов неизвестно.
Высадку союзников во Владивостоке снимал известный по работе в Скобелевском комитете британец Джордж Эрколь. По описанию он запечатлел также «японский патруль у французского консульства», похоже эти кадры есть в Красногорском архиве. Он же активно работал в ходе Советско-Польской войны, где мог встретиться с коллегой по Скобелевскому комитету Зебелем, который служил тогда в польской армии. Эрколь заснял советских военнопленных. Позднее эти кадры были напечатаны в американской прессе. Существуют и безымянные хроники Советско-Польской войны, которые могут принадлежать как французам, так и полякам. Установить точнее почти невозможно: Варшава во время Второй мировой войны была почти полностью уничтожена, и многие архивы погибли.
В 1922 году Эрколь приедет в СССР с публицистом и шпионом Артуром Рэнсомом. Вместе они посетят Поволжье. Остались кадры, где они с кинооборудованием сходят с поезда. Именно Эрколь сумел снять поволжский голод, ему принадлежит каноническое изображение мальчика, с куском хлеба.
Single Corps много снимают на Востоке чехословаков (включая приезд генерала Штефаника). Из белого командования, кроме Колчака, попадает в кадр атаман Дутов, представитель союзного командования генерал Жанен. Во Владивостоке американцами сняты японские и даже китайские войска. Есть военнопленные большевики, лазареты, вокзалы, виды городов. Всего в период американской интервенции в России было снято 1200 фотографий и 12000 футов кинопленки. Россия воспринималась интервентами как населенная странными людьми экзотическая страна снегов и дремучих лесов. В кинохронике видно, как пристально камера вглядывается в лица, пытаясь понять загадочную русскую душу.
Юг и Закавказье
Сведений о съемках юга кинооператорами союзников нет. В архиве «Патэ» есть кадры итальянской миссии в январе 1920 года в Таганроге, где присутствуют генералы Деникин и Романовский. На сайте «Бритиш Патэ» также есть прибытие Деникина на вокзал неизвестного города. Хроника ошибочно подписана как «генерал Брусилов». Подобные ошибки в атрибуции могут существенно затруднить выявление уникальных кадров.
Особенно интересны съемки, сделанные в Баку. Существует хроника, хранящаяся в Имперском Военном музее. На пленке британские офицеры осматривают добровольцев из местного населения. Англичанин, плантаторского вида в пробковом шлеме, обходит строй местных добровольцев, бесцеремонно залезает им рукой в рот и ощупывает зубы. Эти экзотические кадры сделаны оператором Ариэлом Варгесом, который известен по работе на Ближневосточном театре мировой войны. В Армении в 1919 году побывала американская миссия генерала Харборда. Он рассчитывал получить мандат на Армению в Вашингтоне и собирал сведения о территории, населении, политической обстановке, так что в составе миссии работал кинооператор Signal Corps.