Мстислав Сергеевич Пащенко родился в Ярославле. Талант художника проявился у него уже в детстве. Он иллюстрировал книгу отца о птицах, рисовал плакаты к фильмам, помогая брату-киномеханику. Художественное образование получил в Петрограде.
В двадцатые годы работал иллюстратором книжных издательств «Радуга» и «Молодая гвардия». Но когда в 1933 году он был приглашен художником-мультипликатором в группу Михаила Цехановского, снимавшего фильм-оперу на музыку Дмитрия Шостаковича по сюжету Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», интересы его определились до конца жизни: он посвятил себя мультипликации.
В то время художников-мультипликаторов нигде не учили. Выразительность движения, точность характеристик персонажей, — что составляет основу профессии мультипликаторов,- лучше всего удавались тем, кто прошел школу книжной иллюстрации, особенно детской. Не зря основу ленинградской школы мультипликации и ее славу составили прекрасные иллюстраторы — Михаил Цехановский и Борис Антоновский.
То, что Пащенко попал в ассистенты к Цехановскому, говорит о многом. Его наставник был крайне взыскательным человеком, требовавшим высочайшего мастерства и полной самоотдачи от всех подчиненных. Фильм, ставший школой Пащенко, экрана не увидел — он был снят с производства после печально знаменитой
статьи «Сумбур вместо музыки», направленной, среди прочего, и против Шостаковича.
Но этот многолетний труд не пропал зря. В первом режиссерском произведении Пащенко — фильме «Джябжа» (1939), можно увидеть определенные черты влияния графики Цехановского к «Балде». Фильм снят по мотивам сказок северных народов. Но уход от бытовых деталей и стилизаторства в сторону психологической
точности детского поведения, даже сама конструкция персонажей говорит о значительном влиянии классика ленинградской мультипликации.
Во время войны Пащенко попал в Самарканд, где вошел в состав студии «Союзмультфильм». Влияние его на фильмы самой известной отечественной студии было огромно. Первый фильм, поставленный им после войны, — «Песенка радости» (1946), во многом определил эмоциональные тенденции и стилистические краски отечественной мультипликации, особенно среди молодых людей, начинавших свою активную работу в это время.
Огромным успехом не только среди детей, но и у взрослых пользовались его фильмы «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Непослушный котёнок» (1953). Заслугой Пащенко можно считать то, что, в отличие от доминировавшей в мире американской контурной, склонной к ненатуральным трансформациям, мультипликации диснеевского типа, советская мультипликация достигала сложнейшего рисунка фактур видимого мира, той самой «пушистости», которая требует феноменальной художественной фантазии и самоотдачи.
В сотрудничестве с одним из лучших мультипликаторов Борисом Дёжкиным он сделал фильм «Необыкновенный матч» (1955), персонажи из которого — мягкие и деревянные игрушки, соперничающие на футбольном поле, — стали первыми популярными серийными персонажами, что безусловно свидетельствует об огромном и постоянном интересе зрителей к его фильмам.
Николай Изволов. Мстислав Пащенко. «Наши мультфильмы». М. «Интерросс». 2004