(...)
В самых первых лентах приходилось учиться техническим азам профессии. Я начинал ассистентом у режиссера Даниила Черкеса[1] на киностудии «Межрабпомфильм»[2]. Это была кое-как оборудованная, можно сказать, кустарная мастерская, где все на свете приходилось изобретать и осуществлять собственноручно.
Первая самостоятельная лента «Улица поперек» была поставлена мною вместе с моим другом, режиссером и художником Владимиром Сутеевым[3]. Это был первый в нашей стране звуковой мультфильм[4]. В нем рассказывалось о том, как человечек, спешивший на работу, попал под машину и оказался в больнице, где, перевязанный и с костылем, делал доклад о правилах уличного движения. В общем, это была обыкновенная агитка за безопасность городского транспорта (в то время делалось множество агиток на самые разные темы, в том числе и мультипликационных).
Фильм был черно-белый, остро-графичный. Мы придумывали смешные трюки, происшествия, пробовали различные походки, искали типажи прохожих, записывали разные звуки, шумы, пытались найти общий звуковой ритм... Конечно, теперь он показался бы в чем-то наивным и примитивным, но тогда все эти опыты со звуком, с изобразительными трюками были нам внове. Для нас это была настоящая школа.

Следующая наша с Сутеевым картина, «Сказка про белого бычка», была адресована взрослому зрителю и рассказывала о конференции по разоружению[5], на которую со всех концов света слетались и сбегались звери и птицы. В тридцатые годы, в условиях обострения фашистской угрозы, эта антивоенная политическая сатира прозвучала достаточно остро и злободневно, не случайно лента была с одобрением встречена гостившим тогда в нашей стране Анри Барбюсом.
Мы искали в ней яркие сатирические характеры зверей, разрабатывали индивидуальные варианты движения персонажей, придумывали смешные изобразительные гэги. Это была «поющая» картина. У каждого представителя, — а звериная натура проглядывала сквозь елейные речи и фарисейские призывы,— был свой «романс». Лиса, к примеру, пела: «Ах вы, звери, звери, звери, будьте людьми, хоть в какой-то мере сознательными!»[6]
Мы учились сами и учили других: к этому времени наряду со «старичками» в мастерских «Межрабпомфильма» уже работали более молодые мультипликаторы—Иванов, Амальрик...[7] Сюда же перешли уже известные к тому времени И.Иванов-Вано, сестры В. и З. Брумберг, Д. Бабиченко[8].
Тогда же мы с Сутеевым попытались придумать собственного постоянного мультипликационного героя (до этого уже делались ленты с Братишкиным, с Бузилкиным[9]). Наш Клякса возникал на экране под детскую песенку: точка, точка, запятая, — озорной эксцентрический человечек, Он попадал на Север. Фильм «Клякса в Арктике» был навеян мотивами наших знаменитых полярных экспедиций: имена папанинцев, челюскинцев знала тогда вся советская детвора.
Уже без Сутеева я сделал еще один фильм-[заказ] — «Клякса-парикмахер». Но на этом серия и завершилась[10]. В принципе я очень хорошо отношусь к идее постоянного героя, преклоняюсь перед Диснеем и другими мастерами, которым удалось-таки осуществить идею сериала (Попеску Гопо, Качанов, Бахтадзе, Котеночкин[11] и др.), но самому мне уже на второй картине становится «скучным» один и тот же герой. Недавний замысел многосерийного юмористического комикса для взрослых «Выше голову!», увы, также не нашел продолжения.
(...)
Л.Ф.Закржевская. Л. Атаманов. «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ—ЭТО ВСЕ ЧТО УГОДНО ПЛЮС ЕЩЕ КОЕ-ЧТО». Киноведческие записки. №92/93. 2009
Примечания
- ^ Черкес Даниил Яковлевич (1899—1971), режиссер и художник анимационного кино
- ^ Зачисление Атаманова на "Межрабпомфильм" произошло 5 июля 1929 года.
- ^ Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993), режиссер, художник и сценарист анимационного кино, детский писатель, книжный график.
- ^ По мнению некоторых киноведов, первым оригинальным звуковым анимационным мультфильмом следует считать звуковую версию "Почты" М.М. Цехановского (1930), отличную от немой (1929). "Улица поперек" (1931) - первый московский оригинальный звуковой мультфильм.
- ^ В фильме высмеивалась Женевская конференция по разоружению 1932-35 годов, созванная по решению Совета Лиги Наций.
- ^ В списке надписей и текста из удостоверения, выданного фильму Главреперткомом 16 августа 1933 года, этого текста нет. Самым ярким двустишием фильма являлась фраза «С виду каждый делегат, / А на самом деле — гад», процитированная и в изложении краткого содержания картины в Протоколе Главреперткома № 5512 от 16.08.33 г.
- ^ Иванов Александр Васильевич (1899-1959)—режиссер и художник анимационного кино, в мультипликацию пришел одновременно с Ю.А. Меркуловым, З.П. Комиссаренко и Н.П. Ходатаевым (около 1924 года), до создания «Союзмультфильма» работал на фабрике«Совкино» («Мосфильм»), данных о его причастности к коллективу «Межрабпомфильма» нет.Амальрик Леонид Алексеевич (1905—1997)—художник анимационного кино, позже — режиссер.
- ^ Иванов-Вано Иван Петрович (1900-1987), сестры Брумберг Валентина Семеновна (1899-1975) и Зинаида Семеновна (1900—1983) — режиссеры и художники анимационного кино, в мультипликацию пришли чуть позже А.В. Иванова (в конце 1924 года); Бабиченко (Фарфурник) Дмитрий Наумович (1901-1991) — режиссер и художник анимации, карикатурист, —работал в мультипликационном кино с первой половины 1930-х годов.
- ^ Кукольный серийный персонаж Братишкин был впервые использован Ю.А.Меркуловым в конце 1920-х годов, фильмы с этим героем снимали также А.Л. Птушко и В.С. Твардовский. Бузилка—серийный герой лент 1928-1929 годов ленинградских аниматоров А.А. Преснякова и И.Н. Сорохтина.
- ^ По некоторым данным, к этой серии мог иметь отношение фильм Д.Н. Бабиченко «Сказка о злом медведе, коварном лисе и веселом пастухе» («Сказка о веселом пастухе», 1936), рабочее название—«Клякса-пастух».
- ^ Атаманов перечисляет режиссеров, добившихся популярности в создании сериалов (циклов) фильмов с общим персонажем (персонажами)—Иона Попеску-Гопо (цикл картин, начатый в 1956 году фильмом «Краткая история»), Романа Абелевича Качанова (фильмы «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк» и др.), Вахтанга Давидовича Бахтадзе (фильмы с героем Самоделкиным, начатые в 1957 году картиной «Приключения Самоделкина»), Вячеслава Михайловича Котеночкина, создателя цикла «Ну, погоди!».