Актриса Янина Жеймо – одна из любимейших «звезд» советского кино.
Как же сложилась популярность молодой актрисы? Мы говорим — «молодой актрисы», но это не совсем точно Жеймо живет на свете с 1910 года, но как актриса она может, пожалуй, скоро отметить свое двадцатипятилетие. В 1912 году на арене тобольского цирка появилась в числе «шести Жеймо» актриса Янина — музыкальный эксцентрик с барабаном и трубою. А потом — цирковая акробатика, эстрада. С 1925 года — работа в кинематографической мастерской Г. Козинцева и Л. Трауберга и непрерывной участив в фильмах — всего в 17 фильмах за 10 лет.
Можно и следует подчеркнуть этот квалифицированный профессионализм актрисы Жеймо, профессионализм, к великому сожалению, так редко присущий даже отдалённейшим из актерам нашего кино.
Можно и следует подчеркнуть также то огромное художественно-воспитательное значение, которое имели для творчества Жеймо школа цирка и кинематографическая школа режиссеров Козинцева и Трауберга. Именно здесь почерпнула Жеймо спою установку на подчеркнутую выразительность, свое умение играть лаконично, необычайно броско, свою великолепную ориентированность в сценическом пространстве к времени. И кто вспомнит о замечательной парижской девчонке, в бешеном азарте бросающейся под колеса версальских пушек (Жеймо-Тереза в «Новом Вавилоне»), кто вспомнит о сметном мальчонке, с важностью прислуживающем портному Петровичу в «Шипели», тот должен будет признать в Жеймо превосходную мастерицу кинематографического эпизода.
И все же настоящая большая работа и настоящая зрительская любовь пришли к Жеймо позднее, пришли совсем недавно — после Анук в «Песне о счастья», после Кики в «Горячих денечках», после Аси в «Подругах», после Леночки. Актриса эпизодов стала играть сквозные, основные роли фильмов, актриса стала создавать реалистические образы-характеры.
Этот период, конечно, связан с общим поворотом нашей кинематографии к реалистическому стилю и к человеческом у образу. Но все же очень поучительно проследить, каким своеобразным актерским путем шла Янина Жеймо к этим реалистическим образам. Путь этот заключался в том, чтобы обобщить художественно свод и индивидуальные психофизические данные до конкретности и осязаемости образа, до социального типа.
Бывают актеры «трансформаторы», виртуозно скрывающие свое индивидуальное обличье под любой личиной роли. Жеймо не из этих актеров. Она одарена очень своеобразными, особенными внешними данными. Очень маленького роста, с лицом и внешностью почти ребенка, с кажущейся неуклюжестью при великолепной физкультурной натренированности. Эти внешние данные долго мешали актерской карьере Жеймо, пока она снимались «несмотря» или «вопреки» этим внешним данным. Они стали источником ее художественной силы и своеобразия, когда актриса научилась создавать роли «благодаря им» и «исходя из них».
Вот Ася в «Подругах». Маленькая неуклюжая девочка, самая маленькая, самая незаметная из подруг, просто «пуговица». Какой-то отпечаток «неполноценности» лежит на этой девочке из заводского предместья. Она медленнее подруг схватывает явления, она вечно запаздывает, теряется в огромных военных сапогах, робеет. Революция ломает в ней эту неполноценность, маленькая Ася становится отважной и героической подругой революционной армии, она с великолепной отвагой бросает в лицо белогвардейскому убийце свою решимость и прозрение. И зритель вдвойне любит эту маленькую стойкую свою героиню.
Интересные социальные свойства раскрывает Жеймо опять-таки, в какой-то мере основываясь на своих внешних данных в образе Леночки, советской школьницы. Жеймо-Леночка — является единственной в нашей кинематографии. Артистка обладает исключительными возможностями в создании образов детей. И вот в работе над Леночкой (образ, проходящий через цикл детских фильмов) Жеймо особенно подчеркивает необычайную активность, принципиальность, энергию и напор, присущие советской школьнице, маленькому человеку самого оптимистического в мире поколения.
Так создается не отдельная только роль. Так строится тип, создается социальный характер.
Пиотровский А. [О Янине Жеймо] // Кино. 1936. 6 мая.