В фильме «Третий удар» зритель впервые увидит в кино нового исполнителя роли И. В. Сталина — артиста А. Дикого. Дать народу правдивый и яркий образ вдохновителя наших побед в боях и труде — дело огромной политической и художественной ответственности. Мы привыкли к образу Сталина, созданного артистом Геловани.
Но, несмотря на очевидные достижения этого исполнителя, образ, созданный им, недостаточно многогранен. А. Дикий по-новому подошел к задаче воплощения великого образа. Заслуга Дикого в том, что он скупыми, строгими красками, рисует Сталина-стратега. Донести творческую мысль полководца, ее полет, ее размах, ее глубину, не отвлекая зрителя бытовыми и частными подробностями, показать значительность каждого слова вождя — вот задача, с которой хорошо справился умный и тонкий артист Дикий!
Юренев Р. Уроки стратегии // Искусство кино. 1948. № 3.
[о роли в фильме «Повесть о настоящем человеке»]
Алексей Дикий — Василий Васильевич. Помимо задачи дать образ передового советского ученого-гуманиста, Дикий поставил себе еще дополнительную задачу — не быть похожим на те величественные образы, созданные в биографических фильмах, благодаря которым он столь широко известен советскому зрителю. Для этого он избрал грим, изменяющий лицо, для этого он пользуется приемами внешней характерности. Многое удалось прекрасному актеру: найдена характерная «хирургическая» манера носить руки, найдены крикливо-добродушные интонации. Но за этим нет большой глубины. И только в сцене похорон, на нескольких крупных планах достигает Дикий подлинного драматизма, а в сцене первых шагов Мересьева — подлинной человечности.
Юренев Р. Фильм о настоящем человеке // Искусство кино. 1948. № 6.