«Я ценю вашу работу, поверьте... — не комплимент...» — эти строки из горьковского письма в полной мере характеризуют значимость большого и разнообразного творчества известного советского писателя-сатирика Михаила Михайловича Зощенко.
Более тысячи рассказов, фельетонов, повестей, пьес, критических статей писателя знакомы нам, но мало кто даже из любителей кино знает, что Михаил Зощенко писал и для кино:
— Среди рукописей, переданных в Пушкинский Дом, — рассказывает В. М. Зощенко, сын писателя, — есть и материалы с пометкой «Для кино». Интерес к экранному искусству у отца появился в тридцатые годы и особенно усилился, когда он возглавил ЛО Всероссийской комиссии по драматургии. Конечно же, на это повлияло и частое общение с Эйзенштейном, Александровым, Ильинским, другими мастерами кино.
Первая встреча его с экраном состоялась в 1939 году. Снимался фильм-концерт, по ходу которого его ведущий Н. Черкасов должен был беседовать с самыми популярными людьми того времени, брать, говоря нынешним языком, у них заявки. Так вот Папанин с товарищами, как и во время дрейфа станции «Северный полюс», пожелали услышать, а теперь и увидеть в исполнении артиста В. Хенкина один из рассказов Зощенко. Какой? Это и выяснил Н. Черкасов у писателя, оказавшегося «случайно» в «Красной стреле», идущей в Москву. Затем на экране шли кадры: айсберги, со льдины на льдину к одном костюме бежал Хенкин, а над его головой, подобно северному сиянию, возникало: «Муж», рассказ Мих. Зощенко«.
В 1940 году на Ленинградской студии малых форм — существовало такое предприятие по производству короткометражных художественных лент — режиссером Л. Коломойцовым (оператор Б. Шапиро, звукооператор И. Качурин) была снята картина «Преступление и наказание», которая сюжетно совпадала с одноименной пьесой Зощенко. Роли исполняли И. Ильинский, М. Миронова, Ф. Курихин, В. Лепко.
Во время войны отец работал по заказу Центральной объединенной киностудии г. Алма-Аты (на базе эвакуированных студий) над сценариями «Трофим-бомба» и «Солдатское счастье» — почему не закончил, сказать трудно.
Вновь к сотрудничеству с кинематографом он возвратился несколько лет спустя. В 1957 году «Ленфильму» был сдан сценарий «Пять ошибок». Музыку к будущей картине собирался написать Д. Шостакович, почитатель творчества отца, сниматься в ней пожелали многие актеры...
Это была последняя работа для кинематографа М. М. Зощенко, писателя, имя которого невольно заставляет вспомнить Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и других представителей классической русской сатиры, смех которого никогда не был смехом стороннего наблюдателя, человека, всей силой своего таланта, боровшегося с обывательщиной, равнодушием, чванством и другими негативными явлениями, мешающими нашему продвижению вперед.
Для кино // Кинонеделя Ленинграда. 1 августа. 1985.