Какими социальными и идеологическими устремлениями руководствовался худотдел фабрики, отдавая в переделку роман Шолохова и выбирая из него любовные эпизоды? В каком политическом направлении и чем думали воздействовать на зрителя творцы «воспитательного фильма»?
Роман Шолохова в некоторой мере проникнут заострением расслоения казачества и иногородних крестьян. Роман возбуждает ненависть в старому прошлому сословному строю. Казалось бы, что фильма должна усилить расслоение казачества, вскрыть социальные причины раздора и быт казачества, их позорную роль опричников и царевых слуг расправы над рабочими. В картине царевы слуги не показаны, как слуги. Не только не вскрыты корни противоречия, а наоборот, крепкие казачьи хозяйства заставляют неустойчивого зрителя вспомнить о прошлом и посочувствовать. Отсюда вред фильмы.
Кроме того, бесцельное кромсание литературного произведения, извращение эпизодов в сторону приспособления к сексуальности, — ложное и неправильное отображение дискредитируют в первую очередь не только картину, но и вообще советскую кинематографию. По роману Шолохова Аксинья — несчастная изнасилованная отцом девушка, жертва социальной среды и произвола. По фильму наоборот. Это распущенная Дульцинея, легкомысленная бабенка, быстро переходящая от одного самца к другому. Это основной стержень всего фильма,
Фильм построен за счет внешней красивости в сторону формального выполнения. Отсюда тематическая неактуальность, совершенно не работающая на сегодняшний день. Тема в извращенном показе всем своим устремлением рассчитана на ублажение мещанствующего обывателя и его собственнического удовлетворения. Воспоминания о прошлом преломляются под углом обывательского миропонимания. Попытки к классовому заострению затушеваны грузным любовным материалом. Все потонуло в мелодраме. Выводы в фильме лишены социальной мотивировки.
Нужно со всей категоричностью поставить вопрос перед руководителями кино-фабрик, что кино должно служить могучим оружием рабочему классу. Воздействуя на зрителя продукцией, проникнутой диалектико-материалистическим миропониманием ведущей его на классовую борьбу за социализм, за коммунизм, фильмы «Тина», «Тихий Дон» не нужны советскому зрителю. Каждый советский фильм должен мобилизовать на строительство настоящего или возбуждать ненависть к прошлому. Ни того, ни другого фильм не имеет.
Рабочая бригада: Голубев, Кузнецов, Филиппов, Вертман, Федоров, Хомяков, Андреев. Стоит ли выпускать подобную картину? // Кино-фонт, 1930. 20 декабря.