«Шестая часть мира» охватывает необъятные пространства Советской России, развивая для Вертова поджанр, который он разрабатывал в выпусках 18 и 19 «Кино-Правды». Фильм использует повествование от первого лица, что указывает на влияния модернистской поэзии, в частности Уолта Уитмена, для которого «Песня о себе» была отражением не его самого, но всей Америки. Для Вертова «Шестая часть мира» является «символическим созиданием нации через кинематографическое высказывание».
Утверждение о поэтичности фильма основывается главным образом на его структуре, способе соединения кадров и том эффекте, который это производит на зрителя. Фильм «обязан своей огромной силой воздействия на зрителя исключительному мастерству, с которым он выстроен». Доминирующим организационным принципом Свиловой выступает принцип перечня или каталога, вновь возникающий из «Шагай, Совет!». Последовательности дробятся на различные элементы, которые стремятся к контрасту. Например, вторая часть фильма вызывает ощущение географических контрастов СССР. Она начинается с сопоставления пастухов в разных местностях, прежде чем перечислить отдалённые локации и различные народы. Затем Свилова противопоставляет различные способы принятия пищи, прежде чем перейти к сравнению молодых и старых.
Составление Свиловой перечня национальностей создаёт ощущение многообразия Советского Союза. Конечный результат — не сухое перечисление или каталогизация, но, скорее, «воплощение кипящего многообразия этнических различий, объединённых общей идеологической целью» <…> каталогизация структурирует фильм через динамическое напряжение, однако с середины перечня может показаться, что от нас требуют видеть лишь аналогические, а не логические связи.
На самом же деле, мы должны сосредоточиться на риторической цели фильма. Способность Свиловой монтировать преимущественно этнографические изображения в значительной степени способствует визуальной красоте фильма, и за это следует признать заслугу Вертова и его экспедиционного метода съёмки <…> несмотря на скромность Свиловой в оценке своего вклада в творчество Вертова, уже в то время, пусть и не многими, признавалось, что в формировании эстетики его фильмов участвовали и другие творческие голоса
Кристофер Пенфолд “Елизавета Свилова и советское документальное кино” // Киноведение // УНИВЕРСИТЕТ САУТГЕМПТОНА. ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (Перевод с английского: Тимофей Асеев)