Американец
Удивительные приключения американца Ника Макгауэра в России могли бы стать «Братом-2» наоборот, и даже круче: махинации с акциями алюминиевого завода, «зеленые» активисты, киллер-китаец, азербайджанский пахан, русская учительница Катя и ее сбежавший из иркутской колонии брат Алеша (на эту роль был назначен Алексей Чадов), сибирские аборигены — тофалары (одного из них должен был играть якутский актер Михаил Скрябин, уже снимавшийся в злополучной «Реке») плюс тема инцеста между братом и сестрой. Все эти типичные балабановские персонажи и мотивы, а также музыканты из группы «Ленинград» кружились в сценарии «Американца» лихим хороводом. Этот проект мог бы превратить «братскую» дилогию в трилогию.
Увы, всего пяти съемочных дней в зимних Иркутске и Норильске хватило для того, чтобы исполнитель главной роли Майкл Бин ушел в необратимый запой. Съемки были прекращены, замену Бину так и не нашли, хотя всерьез рассматривалась кандидатура Вуди Харрельсона. Бог знает, чем бы «Американец» обернулся в реальности — диким, но симпатичным международным хитом (навязчивая идея Сельянова и Балабанова снимать иностранца в России порой принимала очень эксцентричные формы — чего стоит один Брюс Уиллис в роли «полярника» в Сибири XIX века), доведенным до феерического экстремума «народным боевиком» в духе фильмов с Бодровым-мл., еще одним точным высказыванием на злобу дня или невольной самопародией.
Так или иначе, неудача с «Американцем» была уже третьим ударом, впрочем, очевидно не таким серьезным, как гибель Бодрова в Кармадоне и автокатастрофа в Кандалакше, унесшая жизнь Туайры Свинобоевой. На следующий год после неудавшейся сибириады Балабанов снимает неожиданно смешное кино — «Жмурки», в котором прощается со своей прежней поэтикой, берет паузу в «Мне не больно» (очевидная и тщетная попытка зацепиться за Дмитрия Дюжева как за еще одного «Нового Бодрова») и в 2007-м выходит на новый виток с «Грузом 200» и «Морфием».