Хорошо известно, что жизнь в искусстве выдающегося кинорежиссера и драматурга началась со страстного увлечения изобразительным творчеством. Уже на школьной скамье проявив незаурядные способности к рисованию, юный Довженко самозабвенно и неутомимо изображает окружающий его мир. Рисует людей, коней, хаты, цветы, фрукты... Рисует на клочках бумаги, на картоне, на дощечках, на стенах, на перевернутых табуретках. Рисует, рисует, рисует...
Талантливый украинский парубок мечтает стать профессиональным художником-живописцем, и, хотя жизненные обстоятельства приводят его пока что к профессии учителя ‹…› он не оставляет ни на миг любимое занятие. Больше того, Довженко преподает рисование и, уча ребят, неустанно учится сам: пишет портреты, пейзажи, небольшие картины.
Так начинается Довженко-художник — предшественник или, если применить более поэтичное слово, предтеча Довженко-кинематографиста. ‹…›
За карандаш сатирика Довженко берется с присущей ему страстью и увлечением. Карикатура привлекает его замечательной оперативностью и динамичностью этого острого жанра, способностью идти по горячим следам событий, быстро откликаться на злобу дня.
Довженко становится профессиональным карикатуристом, изо дня в день разоблачающим на страницах харьковской газеты «Висти» козни и провокации врагов Советской власти, метко бьющим в цель оружием смеха, веселым и злым сарказмом. Политические карикатуры и шаржи Довженко, систематически появляющиеся в «Вистях», «Коммунисте» и других газетах Советской Украины, — это обличительные характеристики зубров международного империализма, беглых петлюровских политиканов, антисоветских злопыхателей всех рангов и мастей. Рисунки молодого сатирика пронизаны наступательным задором, он и подписывает их по-озорному весело: «Сашко».
Довженко становится одним из ведущих политических рисовальщиков украинской центральной печати. Однако его художественные интересы выходят далеко за пределы газетной карикатуры — он продолжает активно работать и в других графических жанрах, в частности в книжной иллюстрации, уделяет серьезное внимание портрету. И от этой разносторонней, насыщенной, горячей творческой работы Довженко в графике и живописи пролегает прямой путь к накоплению той степени художественной выразительности и пластического мастерства, того уровня артистизма, с которыми художник Довженко вошел в искусство кинематографа.
Ефимов Б. Довженко-художник // Советский экран. 1969. № 20.