Актер в своей работе над ролью значительное количество времени отдает сложнейшему анализу, «вскрыванию текста». Вскрыть текст — это значит понять действие, смысл, логику мысли. Поэтому столь велико значение, которое каждый актер придает качеству слова в любой своей, пусть самой незначительной, роли.
Не будет преувеличением, если мы скажем, что материал классического репертуара способствует росту советского актера в гораздо большей степени, чем пьесы современных драматургов. Например, роль Собакевича в «Мертвых душах». Особая внутренняя насыщенность каждого слова, его выразительная яркость, смысловая лаконичность, меткость — вот что радует актера в этой роли и что значительно облегчает его работу над материалом.
Наши советские драматурги еще не научились так писать. Когда начинаешь анализировать и социальное и психологическое содержание образа в наших пьесах, когда начинаешь вживаться в слово, в мысли, в действие образа, то сразу начинаешь чувствовать досадное несовпадение. Мыслит герой, разговаривает по-одному, а действует по-другому. Текст не продуманный, не глубокий, не правдивый. Любую реплику можно опустить или даже целиком выбросить из текста. Не можешь отделаться от ощущения, что у автора не хватило точных слов для обрисовки характера и поведения своих героев. Когда логика слова и логика действия на сцене не совпадают, актер попадает в тупик, в неверное положение.
Большинство наших драматургов в таких случаях очень чутко относится к актерскому восприятию текста. Они охотно вместе с актером, режиссурою видоизменяют текст так, как этого требует логика обстоятельств.
Баталов Н. Логика образа // Николай Петрович Баталов: Статьи, воспоминания, письма. М.: Искусство, 1971.