У каждого из нас есть воспоминания особо дорогие. Когда мы уже совсем взрослые и жизнь наша течет по своему самостоятельному руслу, они отступают в глубь сердца, стушевываются. Но потом все-таки оказывается, что без них мы были бы немножко иными — все равно, идет ли речь о людях, городах, природе или музыке.

Иногда слуховые впечатления детства или отрочества совпадают с большими событиями жизни всего народа, вписываются з них, становятся их неотъемлемой частью. У людей моего поколения так бывало в годы войны. Услышанное и запомнившееся тогда запоминалось по-особому — как капля горечи отступления или маленькая веха победы. Так оно, собственно, на самом деле и было: песни сражались вели в атаки, падали вместе с бойцами и шли дальше, непобежденные, зовущие к подвигу...

Я вспоминаю свое первое знакомство с песнями Соловьева-Седого. Это было весной 1943 года в освобожденном Сталинграде. На огромном трофейном аккордеоне я играла услышанную накануне песни «Вечер на рейде». Помню лица бойцов — светлые, сосредоточенные. До конца войны было еще далеко, и впереди были бои. А потом я услышала и «Тальянку», и незабываемых «Соловьев». Тогда для меня это были просто очень хорошие песни, одни из многих. Лишь много позже я смогла по-настоящему оценить все своеобразие, всю мелодическую свежесть, всю непохожесть этих песен на другие и уже следила за творчеством композитора не только как слушатель, но и как музыкант.

О них можно говорить и писать много. Много уже и написано и сказано. Несомненно одно: песни Соловьева-Седого — это наше богатство, наша гордость. И сегодня, поздравляя Василия Павловича, мне хочется вместе с пожеланиями здоровья и счастья сказать, что мы очень ждем от него все новых и новых мелодий— таких же русских, таких же чистых и глубоких, как душа народа.

А. Пахмутова.: «Зовущие к подвигу» // «Советская музыка» 1967, №4