После «Марса» я больше полнометражных картин на космические темы не снимал, хотя желание такое было. В свое время я предложил Потаповичу сделать полнометражный фильм «Кибернетика». Он ухватился за эту идею и включил тему в перспективный план студии. Но потом я сам пошел на попятный и попросил заменить тему на «Люди на звездах». Кибернетика мало мне знакома, надо серьезно влезать в новую для меня область. Трудно. Хотя картину можно было бы сделать потрясающую. Космическая тематика мне ближе. Материал знаком и собран. К тому же появилась новая интереснейшая тема, новая отрасль науки, еще не имеющая официального названия, — наука о внеземных цивилизациях (ВЦ). Она выросла из достижений целого ряда других наук: биологии (происхождение жизни, пути ее развития, распространение по Вселенной, возможные формы), астрофизики (физические условия на небесных телах), радиоастрономии и теории информации, антропологии, истории, социальных наук, футурологии (возникновение разума, его свойства, пути развития, определение понятия «цивилизация», роль разума во Вселенной и тому подобное).
Таким образом, наука о ВЦ объединяет разные отрасли науки, осмысливает, подсказывает направление работ — иначе говоря, берет на себя философские функции. В перспективе она обещает помочь людям понять себя, свое место и назначение во Вселенной, а в частности, лучше понять и нашу эпоху. Уже прошло несколько международных симпозиумов по проблемам ВЦ, на которых присутствовали видные ученые многих стран. Мне посчастливилось быть участником нескольких из них: в Бюракане, Зеленчуке и Таллинне. В Зеленчуке я даже набрался храбрости и сделал доклад на тему «Отношение к проблеме CETI50» (ВЦ). Доклад хорошо приняла молодежь Зеленчука и похвалил «сам» Шкловский. Я собрал и обработал огромный материал по внеземным цивилизациям, завел тесные связи с учеными, занимающимися этой темой. Потапович согласился с моим новым предложением и включил тему в перспективный план, но тут произошли серьезные изменения в структуре самой студии. Потаповича «ушли на пенсию» и долго не могли найти замену. Илья Николаевич Киселев, тогдашний директор «Ленфильма», воспользовался ситуацией и своими связями и сплавил нам в директора своего режиссера Аксенова, документалиста по образованию, который проработав на «Ленфильме» десять лет, сделал там три картины. Первая из них, «Семь нот в тишине», был вполне достойной. Но потом появился мюзикл «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие», вызвавший бурю негодования у всех кто его видел. И вот, придя «хозяином» на нашу студию, Аксенов попытался «свой жанр» сделать господствующим на студии, официально мотивируя это борьбой за занимательность и формальную новизну нашей продукции, а по существу, вытравливая науку из наших фильмов. В тематике студии не стало и намека на естественнонаучную тематику. А ведь мы все же научное кино в первую очередь. Публицистика, развлекательность, формалистические поиски «новых форм» могут касаться нас только краешком. Для этого есть документальное и художественное кино. А наукой в кино, кроме нас, никто на свете заниматься не станет. Аксенов — человек в научно-популярном кино совершенно некомпетентный, но крайне самоуверенный. Придя на студию, он прежде всего убрал с дороги всех «выше себя», чтобы не иметь критики и сопротивления.
В ход пошли молодые кадры. Среди них, безусловно, были стоящие, талантливые ребята, но было много и наглых, бездарных. Тем не менее именно они стали влиять на судьбы студии. Аксенов перевел на пенсию почти всех «стариков», разогнал старый худсовет (меня вывел сразу же) и собрал новый из неопытной, «зеленой» молодежи. В результате худсовет стал послушным штамповщиком решений Аксенова. Сценарный отдел ему не перечил — своя рубашка ближе к телу. Творческая секция ограничила свои функции вопросами тарификации. Коллектив студии превратился в аморфную массу. За все время работы на студии, а я за сорок лет пережил пятнадцать директоров, я не видел такой дружной неприязни, которую все испытывали к этому человеку. Работать стало трудно. Однако нужно было зарабатывать на пенсию, и я вынужден был перейти на короткометражки <...>
Клушанцев, Павел Владимирович. В стороне от больших дорог // Павел Клушанцев. - Санкт-Петербург : Сеанс, 2015. - 303 с