(...)
После этой работы я был призван в Красную Армию, а по возвращении, в конце 1928 года, поступил в мультипликационную мастерскую «Межрабпомфильм».
В ней было тогда шесть человек: Даниил Черкес, Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Костя Тюльпанов, Николай Валерьянов и Вера Юргенсов[1].
Все это были молодые, веселые и озорные художники. Как-то легко, шутя, проделывалась самая сложная работа. В мастерской царил дух истинного товарищества, соседствуя с самой суровой требовательностью к себе и к товарищу.
Со мной вместе поступил в мастерскую художник Александр Барщ[2]. Нас приняли в связи с огромной работой, навалившейся на мастерскую. Это был 2-3-часовой фильм, иллюстрирующий доклад т. В. Куйбышева о первом пятилетием плане. Об этой огромной работе, в которой приняли участие все разрозненные группы мультипликаторов Москвы, стоит как-нибудь специально рассказать.
(...)
В 1928-ом году один знакомый художник, А. Барщ, привел меня в мультипликационную мастерскую «Межрабпомфильм». Там я узнал, что Валериан Владимирович Куйбышев будет делать доклад о первом пятилетием плане и хочет, чтобы рядом с трибуной докладчика на экране появлялись кинокадры, иллюстрирующие те или иные положения его доклада, и оживленные диаграммы, наглядно показывающие рост различных отраслей народного хозяйства,
Работа была очень большой по объему, а главное, значительной и ответственной по самой своей сути.
Для ее выполнения произошла своеобразная мобилизация всех разрозненных в то время групп мультипликаторов.
К тому времени я уже окончил киношколу и несколько раз участвовал в отдельных работах режиссера и художника Ю. Меркулова — вот меня и взяли на работу, очевидно решив, что и я все же чем-то могу быть полезен.
Принимавшие в этой работе участие группы мультипликаторов, а именно группа Ходатаевых-Брумберг, группа А. Иванова, П. Сазонова и Н. Воинова, а также Комиссаренко-Мизякина[3], были еще малочисленней. Работа тем не менее была выполнена с честью.
Фильм получился очень длинным (больше чем на два часа), т.к. помимо мультипликации в нем широко использован документальный фильмотечный материал. Но все же по тому времени был выполнен очень хорошо и с большой изобретательностью.
Правда, фильм не демонстрировался параллельно с докладом Вал. Вл. Куйбышева — хотя бы потому, что получился очень длинным (он демонстрировался уже после многочисленных сокращений свыше двух часов). Но был показан на заседании Съезда Советов[4].
Т. Куйбышев дал указание, чтоб нам дали пропуска, и группа мультипликаторов (и я в том числе) была на этом заседании в Большом театре.
Надо сказать, что фильм принимался делигатами очень хорошо, а в некоторых местах даже весело. Наверное, поэтому из этого материала «Межрабпомфильм» потом выпустил фильм, предназначенный уже для широкой публики.
(...)
Л. Атаманов. «Автобиографические записки». Киноведческие записки. №92/93. 2009
Примечания
- ^ Константин Тюльпанов - художник-мультипликатор на "Межрабпомфильме" работал с конца 1928 года; Николай А. Валерьянов - помощник мультипликатора, работал в Пролеткульте, на "Межрабпом-Руси" - с мая 1927 года; Вера Борисовна Юргенсон - помошник мультипликатора, училась во ВХУТЕМАСе, работала на "Межрабпом-Руси" с декабря 1927 года
- ^ Барщ Александр Осипович (1897-после 1970) - художник-мультипликатор, сценарист, режиссер
- ^ Группа Николая Петровича(1892-1979) и Ольги Петровны (1894-1968) Ходатаевых и сестер Брумберг работала в это время на третьей фабрике "Совкино", там же (но, вероятно, в другой мастерской) работал группа "Иввос": Александр Васильевич Иванов, Пантелеймон Петрович Сазанов (1895-1950) и Николай Васильевич Воинов (1900-1958)
- ^ Атаманов имеет в виду Пятый съезд Советов СССР, проходивший 20-28 мая 1929 года. Начало же работы над кинооформлением доклада Куйбышева может быть датировано апрелем того же года, так как только на апрельской XVI партконференции (и на заседании правительства 23 апреля), был сделан выбор в пользу «оптимального» пятилетнего плана, поддерживаемого В.В.Куйбышевым, в отличие от экономически более обоснованного и реально выполнимого варианта, за который выступал Г.М.Кржижановский. Следовательно, грандиозная работа по созданию многочасового анимационного зрелища (хотя и со значительным процентом документальных кадров) была произведена за месяц. Можно, конечно, предположить, что работа, как указывает Атаманов, началась еще в 1928 году и, возможно, завершение ее могло быть приурочено к докладу Куйбышева на партконференции, но это значило бы, что окончательное решение о плановых показателях было к тому времени уже принято, что не подтверждается исторически (на V съезде президиумов Госпланов, проходившем с 7 по 14 марта, план еще подвергался поправкам и корректировался, и 23 марта Президиум Госплана еще не сделал выбор в пользу одного из вариантов). Вряд ли судьба пятилетнего плана была принципиально решена так рано, и маловероятно, чтобы мультипликаторов посвящали в это решение лишь для того, чтобы эффектнее преподнести проект. Свидетельство Атаманова говорит, что мультипликационные фрагменты, как тогда и было принято, содержали конкретные цифры и показатели, и художники могли пользоваться лишь точными и утвержденными данными.