Мейерхольд был первым из крупных деятелей русского театра, заинтересовавшихся кинематографом не как средством репродуцирования своих театральных замыслов, а как особым, самостоятельным видом творчества.
Он дал согласие на постановку ряда фильмов в «Русской золотой серии» потому, что он захотел выяснить художественные возможности кино, к творческой практике которого у него было самое отрицательное отношение. И его работа по экранизации романа О. Уайльда имела своей целью прежде всего исследование этих возможностей.
Первоначально Вс. Мейерхольд предполагал осуществить целый ряд фильмов — кроме «Портрета Дориана Грея» были анонсированы в его постановке также «Человек, который смеется» по В. Гюго, «Джиоконда» по Д’Аннунцио и «Сильный человек» по Ст. Пшибышевскому. Однако из этой серии были осуществлены только два фильма — «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». При этом второй фильм, о котором сохранилось очень мало сведений, был, вероятно, поставлен не Мейерхольдом, а под его руководством В. Висковским.
Можно предполагать, что отказ от первоначального замысла создания четырех фильмов был вызван тем, что результаты работы не удовлетворяли Мейерхольда, или же тем, что фирма «Тиман и Рейнгарт» отказалась от сотрудничества с ним, так как стоившая очень дорого постановка «Портрета Дориана Грея» не оправдала себя в коммерческом отношении.
Приход Вс. Мейерхольда в кинематограф в 1915 году явился сенсацией для театральных и кинематографических деятелей, а неуспех «Портрета Дориана Грея» — поводом для злорадных выступлений его врагов в театральной прессе и конкурентов фирмы «Тиман и Рейнгарт» в прессе кинематографической.
Между тем постановка Мейерхольда оказала заметное влияние на кинематограф предреволюционных лет. Это влияние сказалось на творчестве целого ряда кинорежиссеров — Я. Протазанова, А. Уральского, В. Висковского, А. Волкова и других. И не случайно, что кинематографическая критика через год после выхода «Портрета Дориана Грея» на экраны определяла его как этапный фильм в развитии русского кино и отмечала его влияние на такие картины, как «Пиковая дама» Я. Протазанова, «Хвала безумию» А. Уральского.
Что же нового принес фильм Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» в русскую кинематографию?
Фильм Вс. Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» принес понимание кино как искусства в значительной мере изобразительного. Уделяя огромное внимание работе с актером, Мейерхольд искал особые средства кинематографической светописи, новых впечатляющих в изобразительном отношении живописных кинематографических мизансцен. И надо сказать, что его совместная работа с художником В. Е. Егоровым и оператором А. А. Левицким подняла изобразительную культуру фильма на огромную высоту.
Новым было в фильме Вс. Мейерхольда и более глубокое понимание специфики актерского творчества в немом кино. В то время когда Мейерхольд поставил «Портрет Дориана Грея», актеры играли в кино так же, как и в театре, учитывая только необходимость более сдержанного жеста и мимики.
Мейерхольд был первым, кто осознал значение ритмического элемента в игре для немого фильма. И не лишено вероятности, что то новое в актерском исполнении, что продемонстрировали в «Портрете Дориана Грея» сам Мейерхольд, игравший роль лорда Генри, и его ученик Г. Энритон, игравший роль художника Холлуорда, повлияло в дальнейшем на поиски крупнейшего русского киноактера тех лет И. Мозжухина.
Работая над экранизацией «Портрета Дориана Грея», Мейерхольд совершил одну ошибку — он попытался в немом фильме нормального метража передать всю фабулу романа. Это ему не удалось. Тем более что средствами монтажного изложения действия он еще не владел.
Поэтому фильм превратился в киноиллюстрацию романа, вернее, важнейших его эпизодов, выстроенных в хронологической последовательности. Но тем не менее фильм, как мы уже отмечали, оказал большое влияние на развитие русской дореволюционной кинорежиссуры.
Гинзбург С. Вс. Мейерхольд. «Портрет Дориана Грея» // Из истории кино.
Документы и материалы. Вып. 6. М.: Искусство. 1965. С. 15-24.