Мысль о создании фильма «САЯТ-НОВА» вынашивалась на киностудии «Арменфильм» на протяжении многих лет. Однако большинство имеющихся заявок и либретто не выходило за рамки привычного биографического жанра и не соответствовало масштабу темы.
Студия предполагала начать работу над данным фильмом только при наличии оригинального замысла, дающего современное толкование материала и одновременно близкого самому духу поэзии Саят-Новы.
Талантливый кинематографист С. Параджанов предложил вниманию студии «Арменфильм» интересную основу будущего фильма — литературный сценарии.
В этом сценарии отсутствует каноническое изложение сюжета, так как он задуман в жанре кинопоэмы. Это, по-видимому, является наиболее подходящим ключом для раскрытия данной темы.
Параджанов уверенно и метко использует биографические факты — но главное здесь не в воспроизведении, а в раскрытии корней, истоков поэзии Саят-Новы, его связей с эпохой.
Уже в первых миниатюрах (сценарий состоит из 15 поэтических новелл) возникает тема фильма: поэт и судьба народа, поэт и время.
Так, в 1-й новелле набирает высоту тема народной скорби — «плач» трех братских народов... В одной из следующих — армянские миниатюры, сохранившие и пронесшие через века нерастраченность духовных сил и устремлений народа... И здесь юноша Саят-Нова, жадно вчитывающийся, заглядывающий и набирающий силы и крепость певца.
Творческая манера, стилистика, избранная С. Параджановым, позволяют решить труднейшую задачу — воссоздать эпоху без излишней детализации черт временных, преходящих, снять с нее шелуху натуралистического бытописания, пробиться к ее сути, глубине, к теме вечности.
Цвет, объем, пластика, музыка, утварь, пейзаж — все это автором привлекается для созидания многогранного образа эпохи. Детали народной жизни, сюжетные мотивы выстраиваются в своеобразные кинематографические рифмы.
Движущий конфликт сценария заложен в конкретной личности поэта, пробивающегося в вечность. Именно в этой связи осмысливаются эпизоды с царем Ираклием. Это лишь эпизоды в жизни поэта — ибо главное — путь поэта, идет совсем по другой тропе. Смысл ухода поэта из дворца Ираклия именно в невозможности для поэта заточить себя, свой мир в роскошных и затхлых стенах дворца. Путь поэта — на просторы народной жизни, туда, где кровью и потом своим достает простой человек земные блага.
Гибель поэта осмысливается в связи с образом простого каменщика. Единственная власть, которую признает поэт, — это трудовой народ, олицетворением которого является каменщик. И голос поэта — не власть рока («Пой, Саят-Нова», «Умри, Саят-Нова»), а голос собственной души, совести, который вобрал в себя страдания и чаяния народа.
Саят-Нова умер, но его голос заключен в резонаторах — и он разносится в тысяче голосов. Здесь человеческий голос обретает прочность камня, сохраняется в веках. И, раскалывая купол церкви, пробивается ввысь, в вечность.
Автором раскрыта и другая немаловажная тема — тема дружбы трех народов Закавказья, певцом которых является герой сценария. Здесь главный акцент ставится на слитности судеб этих народов. Сама поэзия Саят-Новы несет на себе отпечаток этой общей, связанной едиными бедами и испытаниями судьбы.
Особое место в будущем фильме займут песни и вообще творчество Саят-Новы. Они призваны не просто комментировать картинки воссоздаваемой жизни — такой принцип вообще не соответствует духу его поэзии. В будущем фильме песни и стихи, как и другие изобразительные средства, подчинены общей задаче — сообщить изображению соответствующую настроенность, связать в один узел внешне кажущиеся разрозненными детали и факты. В отдельных местах в своеобразной форме будет воссоздан процесс рождения стиха как процесс творческого откровения.
В процессе работы над сценарием автор сумел освободить
В этой новелле-миниатюре, как и в последующих, поэт становится более земным, связанным с радостями и горестями народа.
Сама художественная концепция, заключенная в сценарии, поэтический ключ, нащупанный С. Параджановым, внушают полное доверие к предстоящей работе.
Творческий замысел и литературный сценарий С. Параджанова дают возможность сделать своеобразное, истинно современное по звучанию, национальное кинопроизведение.
Директор киностудии «Арменфильм» имени Амо Бек-Назарова
Мкртчян В.А.
И.о. гл. редактора сценарно-редакционной коллегии
Карагезян Л.
Цит. по: Фомин В. «Цвет граната» // Полка. Документы. Свидетельства. Комментарии. Вып. 3. Сост. В. Фомин. М.: Материк, 2006.