Сценарий «Ошибка инженера Кочина» написан Ю. Олешей и А. Мачеретом по пьесе «Очная ставка» бр. Тур и Л. Шейнина. Эту пьесу можно назвать в полном смысле слова «нашумевшей». Она шла одновременно в нескольких театрах Москвы и во многих периферийных театрах. «Очная ставка» вызвала резкие нападки: критики утверждали, что пьеса стоит «вне литературы», объясняли ее успех у зрителя не художественными достоинствами, а только актуальностью темы. Авторов упрекали в своеобразной «спекуляции» на теме, в дурном вкусе <…>
«Ошибка инженера Кочина» — новая картина режиссера А. Мачерета — в основном следует сюжету пьесы. В картине и пьесе действуют одни и те же персонажи. Но «Ошибка инженера Кочина» резко отличается от «Очной ставки».
Ю. Олеша и А. Мачерет вытравили из экранизируемого материала элементы дешевого приключенчества. В сценарии остались лишь те «детективные» сцены, которые действительно необходимы для развития действия. Авторы сценария сосредоточили свое внимание на разработке образов, на языке. В фильме мы видим людей с четко обрисованными характерами.
Фильма А. Мачерета — произведение настоящего киноискусства с напряженно развивающимся сюжетом. Фабульная динамика не помешала режиссеру раскрыть внутренний мир персонажей.
Если пьесу бр. Тур и Л. Шейнина подчас называли «плохим кинематографом», где все построено на внешней стремительности и занимательности, то фильм А. Мачерета, с нашей точки зрения, хорошая пьеса, мастерски перенесенная на экран. <…>
Примечательная деталь: авторы «Очной ставки», пытаясь «утеплить» образ Ларцева, дали ему маленького сынишку, любящую и любимую жену. В пьесе Ларцев тщетно старается урвать время, чтобы побыть с женой и сыном: работы так много, что это ему почти никогда не удается.<…> Иначе — проще и убедительнее — поступили Ю. Олеша и А. Мачерет. Мы даже не знаем, холост или женат Ларцев, действующий в фильме, есть ли у него дети. Но из того, как показан Ларцев, нам ясно, что он не может не быть замечательным мужем, отцом. <…>
Ларцев хорошо работает, хорошо отдыхает, хорошо смеется. Ларцеву хочется подражать. Это один из удачнейших положительных образов, созданных в кино.
Авторы фильма правильно поступили, показав зрителю инженера Кочина и его соседку по квартире Ксению и рассказав об их начинающемся романе. В пьесе это происходит за кулисами, об этом лишь упоминается. В развитии фабулы фильма отношения Ксении и Кочина занимают ведущее место. Ксения несколько лет назад случайно попала в шпионские сети и с тех пор, боясь разоблачения, выполняет поручения иностранной разведки. Она умоляет агента этой разведки оставить ее в покое. Он обещает ей это при условии, что она выполнит последнее поручение: пригласит инженера Кочина в свою комнату и задержит у себя до тех пор, пока будут сфотографированы находящиеся в его комнате чертежи нового самолета.
Сцена в комнате Ксении — одна из лучших в картине. Ксения предает любимого человека. Все ее нутро протестует против этого. Вот-вот вырвется откровенное признание.... Но страх — страх за жизнь свою и Кочина — оказывается сильнее. Она прибегает к всяческим уловкам, чтобы удержать Кочина у себя: то ей делается дурно, то она порезала себе руку... Эпизод разыгран с большим темпераментом и режиссерски построен очень сильно.
Затем, когда предательство уже совершено, идет прекрасная сцена за городом. Прогулка влюбленных, первое признание, первый поцелуй. И трагическим аккордом врывается в радость любви еще одно признание. Ксения рассказывает Кочину о том, что она завербована шпионами.
Роли Ксении и Кочина в правдивых интонациях, с запоминающимися мягкими нюансами мастерски играют заслуженные артисты республики Л. Орлова и Н. Дорохин.
Особенных похвал заслуживает Любовь Орлова, которую мы привыкли видеть в комедиях. Теперь она показала новую сторону своего многогранного дарования, прекрасно исполнив ярко выраженную драматическую роль. <…>
Фильм верно изображает презренных врагов народа, пытающихся навредить Советской стране. Это — отвратительный шпион Тривош, это — прикидывающийся «поэтом» шпион-профессионал Галкин, уже мечтавший уйти на «покой» и жить на проценты с иудиного капитала, это Мурзин — троцкист, использующий службу в советском учреждении для подрывной работы. Ю. Олеша и А. Мачерет показывают всех этих выродков «крупным планом», как бы напоминая: это — опасный и изворотливый враг. Вместе в тем фильм ярко и образно показывает, что все враги народа обречены на неизбежную гибель. <…>
Успех режиссера разделяет в этом фильме и оператор И. Гелейя, показавший себя мастером высокого класса. Он очень эффектно снял виды ночной Москвы и читальный зал библиотеки им. Ленина. Вместе с режиссером оператору удалось построить крупные планы исключительной силы: например, в сцене фотографирования чертежей — глаз шпиона у фотоаппарата, рука в кожаной перчатке, испуганное лицо, покрытое каплями пота и др.
Многие статьи и брошюры о методах шпионско-диверсантской работы не обладают такой убеждающей силой, как живые образы подлинно художественного произведения. «Ошибка инженера Кочина» — именно такое произведение.
Леонидов О. Ошибка инженера Кочина // Кино. 1939. 17 ноября.
Авторы фильма попытались сделать детектив, основные образы которого были бы построены в реалистическом плане. Наибольшая выразительность и в сценарии и в фильме достигнута там, где эта попытка авторам удалась. Шаблонность, казенщина появляются в тех случаях, когда авторы отступают от поставленной ими же задачи. Это происходит там, где исчезают личные мотивы, двигавшие героями, исчезает их внутренний мир. Стремление заинтересовать зрителя не только ситуациями, но и образами действующих в фильме героев требовало внимательной работы над каждым из образов. Авторы должны были четко определить для самих себя и для зрителей, какое место в сюжете занимают центральные персонажи.
Фильм называется «Ошибка инженера Кочина». Название это подсказывает зрителю, что основной герой фильма — инженер Кочин. В действительности фильм лишен основного героя. Вначале внимание зрителя делится между следователем Ларцевым и Кочиным. Затем — название как будто оправдывается — Кочин выдвигается на первый план. Но в последней трети фильма Кочин неожиданно исчезает и появляется мельком лишь в последних кадрах. Действует опять Ларцев. <…>
Выступая против шаблонных, устаревших форм детективного фильма, разрушая эти устаревшие формы введением в ленту реалистических образов, авторы фильма забыли о законных, правильных требованиях, которые предъявляются к хорошей детективной ленте.
Четкость сюжета, отсутствие всего, что может затемнить или занять основное действие, — таковы эти основные требования, пренебрегать коими не следует.
«Ошибка инженера Кочина» — фильм чрезвычайно поучительный для драматургов. Авторы избрали совершенно правильный путь, стремясь в сценарии, и в режиссерской работе, и в изобразительной трактовке добиться в пределах избранного ими жанра реалистического решения фильма. Они не сумели довести свое намерение до конца, и это определило неудачу отдельных эпизодов. Выступая против отрицательных сторон традиционного детектива, авторы отвергли его положительный опыт, более того, пренебрегли законами жанра. Именно это забвение законов жанра привело к те промахам, которые снижают общее впечатление от неплохого фильма.
Ляшенко М. Успехи и промахи // Кино. 1939. 23 ноября.