Весной 1942 года Москва жила настороженной жизнью города-воина. Возвращаясь чиз поездки на фронт, в столицу приехал ленинградский композитор Василий Павлович Соловьев-Седой.

На концерте в Центральном доме композиторов он показал свои песни. Написанные несколькими месяцами» ранее, они еще не были опубликованы. Москвичи слышали их впервые, но многие, уходя с концерта, напевали про себя песню с припевом «Прощай, любимый город». Спустя несколько дней она прозвучала по радио, а еще недели через две в Москву устремился поток писем с фронта, с военных кораблей, от партизан, из тыловых городов. В письмах была одна просьба — еще и еще раз исполнить полюбившуюся всем песню «Вечер на рейде». А вскоре ее запела вся страна. Так к молодому композитору пришло широкое, подлинно всенародное признание. Советские люди, узнавшие и полюбившие его замечательный песенный талант, стали с нетерпением ждать его новых произведений.

В ряду лучших советских песен, которые сопровождают нас в труде и бою, на отдыхе и празднике, подобно верным помощникам, советчикам и друзьям, многие принадлежат народному артисту СССР, лауреату Ленинской премии Василию Павловичу Соловьеву-Седому. Для миллионов советских людей они стали постоянным источником радости и душевного тепла, неотъемлемой частицей самой жизни.

В годы Великой Отечественной войны едва ли не в любой солдатской землянке можно было услышать «Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Когда песню поешь», «На солнечной поляночке». А сегодня? Выйдите на площадь в день всенародного праздника, массового гулянья, молодежного фестиваля — и среди песен вы обязательно услышите полюбившийся напев со знакомыми словами «Если бы парни всей земли». Идут по улице будущие моряки — и звенит над колонной бодрый, задорный «Марш нахимовцев». Отправляются в поход солдаты — и с ними неразлучна песня «В путь!».

В песенном творчестве В. Соловьева-Седого важную роль играет тема защиты Советской Родины. Военные песни Соловьева-Седого хорошо известны в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Они звучат в строю и на отдыхе, на концертах ансамблей и коллективов художественной самодеятельности. Знают и любят советские воины также его лучшие песни о мирном труде и быте нашего народа, о дружбе и любви.

Василий Павлович Соловьев-Седой родился в рабочей семье. В семье Соловьевых очень любили музыку. Отец играл на гармонике, мать, уроженка Псковщины, хорошо пела народные песни. Восьми лет Василий Соловьев упросил отца «купить музыку» и научился играть на балалайке. Он подобрал по слуху популярные песни и вместе с соседскими мальчишками, игравшими на гитаре и мандолине, составил трио. Выступления этого ансамбля перед жителями дома сопровождались шумным успехом. Репетировать приходилось прямо на лестнице, но это не останавливало юных музыкантов. Только после Великой Октябрьской социалистической революции сын простого крестьянина смог получить музыкальное образование.

Еще на студенческой скамье молодой композитор создал свои первые сочинения. Среди них были романсы, симфоническая поэма, сюита для фортепиано, музыка к драматическим спектаклям, фортепианный концерт. Некоторые из них были опубликованы под псевдонимом, который затем присоединился к его фамилии, — Седой («седым» Соловьева звал в детстве отец за светлый цвет волос). Вскоре после окончания консерватории Соловьев-Седой написал балет «Тарас Бульба» по Гоголю.

В сезоне 1940—1941 года балет был поставлен Большим театром "Союза ССР в Москве и Театром оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Писал Соловьев-Седой в эти годы и песни. Немалую известность завоевали «Гибель Чапаева», «Казачья кавалерийская», «Таежная», «Песня о Ленинграде». Но подлинная творческая зрелость и всенародное признание пришли к Соловьеву-Седому лишь в годы Великой Отечественной войны. Как и другие советские композиторы, он отдал весь свой талант делу победы над врагом.

В первые же дни войны Соловьев-Седой написал несколько патриотических песен, среди которых выделились «Песня смелых», «Встреча Буденного с казаками», «Играй, мой баян». Вскоре родилась также песня «Вечер на рейде». «В августе 1941 года, — рассказывает Соловьев-Седой, — вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас, на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню». Текста у композитора не было, поэтому он сам придумал начало припева («Прощай, любимый город») и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня она была готова. Автор передал ее поэту Александру Чуркину, и тот написал полный текст «Вечера на рейде».

Вскоре вместе с большой группой ленинградских музыкантов Соловьев-Седой приехал в Оренбург. Здесь он организовал боевой эстрадный театр «Ястребок» и подготовил программу из злободневных сценок, рассказов и песен. Когда были закончены репетиции, артисты попросили направить их на фронт. В феврале 1942 года театр приехал в район Ржева и стал выступать перед бойцами Калининского фронта в землянках, блиндажах, полевых госпиталях. «Сорок пять дней, проведенные на фронте, оставили во мне незабываемые впечатления, — писал Соловьев-Седой позднее. — Я видел народ на войне. Я понял, что солдат — это не лакированный герой, а труженик войны, что он сражается так же, как варит сталь, пашет землю, возводит плотины. Он идет на подвиг мужественно и просто, а в час отдыха не чужд шутке, крепкого словца, лихого танца».

Здесь, на Калининском фронте, совершилось «второе рождение» песни «Вечер на рейде». Как-то раз, когда Соловьев-Седой выступал в солдатской землянке, бойцы попросили спеть что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее — и он вспомнил о забракованной песне. «Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать, — рассказывает Василий Павлович. — Я почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь». С этого дня полюбившаяся фронтовикам песня всюду опережала артистов. Стоило им приехать на новое место и начать концерт, как слушатели уже кричали: «Вечер на рейде!», «Вечер на рейде!» Вернувшись в Оренбург, Соловьев-Седой стал создавать одну за другой новые песни (за одно лишь лето 1942 года их было написано свыше двадцати). Его постоянным соавтором в ту пору стал молодой поэт Алексей Фатьянов. С этими песнями композитор побывал на многих заводах и фабриках, выступал перед трудящимися Свердловска, Челябинска и других городов Урала, не раз бывал в Москве. Наряду с солдатскими песнями он стал писать теперь также и рабочие: об уральских шахтерах, о строителях танков. В конце 1944 года Соловьев-Седой приехал в Ленинград, а вскоре снова отправился на фронт во главе бригады артистов. На этот раз он выступал перед бойцами, сражавшимися в Прибалтике, перед моряками Краснознаменного Балтийского флота. День Победы бригада встретила в Восточной Пруссии.

Патриотическая деятельность композитора, его творчество военных лет хорошо помогали нашему народу в борьбе с врагом. Они получили высокую оценку. В 1943 году за песни «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» и «Песня мщения» («Я вернулся к друзьям после боя») Соловьеву-Седому была присуждена Государственная премия. В 1945 году за активное участие в культурном обслуживании действующей Армии и Флота он был награжден орденам Красной Звезды. Отгремела военная гроза, и страна вернулась к мирному труду. Василий Павлович вновь обосновался в Ленинграде. Потекли дни, месяцы, годы, заполненные творчеством.

Много новых произведений создал в послевоенное время талантливый композитор. И по-прежнему центральное место среди них занимают песни. В музыку Соловьева-Седого вошли теперь новые темы и образы. Но он не расстался с теми героями, которых узнал и воспел в годы войны. В 1947 году, к тридцатилетию Великого Октября, композитор написал песенный цикл «Сказ о солдате». Это было одно из самых первых произведений советской музыки, которое показало возвращение недавнего воина к мирной жизни и его участие в общенародном труде. В цикл вошли шесть песен. Первая — «Шел солдат из далекого края»,— это рассказ о сердечном прощании советского бойца с жителями зарубежной страны, освобожденной нашей армией, о его пути на Родину. «Расскажите-ка, ребята» — веселая сценка встречи демобилизованных солдат с колхозными девушками. «Колыбельную» герой цикла поет своему маленькому сыну, вспоминая о минувших годах войны, «Поет гармонь за Вологдой» — музыкальный портрет бывшего фронтовика, ставшего теперь трактористом. Солдатскую дружбу воспевает песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане». Наконец, «Величальная» — радостная, оживленная песня, славящая наш народ-победитель.

В первые послевоенные годы Соловьев-Седой написал немало других песен о молодежи, о труде и быте советских людей. Появились также новые лирические песни. В 1947 году за песни «Пора в путь-дорогу», «Стали ночи светлыми», «Давно мы дома не были» и «Едет парень на телеге» ему была вновь присуждена Государственная премия. Соловьев-Седой создавал и более крупные музыкальные произведения. В октябре 1945 года была закончена и поставлена оперетта «Верный друг», начатая в последние месяцы Великой Отечественной войны. Вскоре появился замысел новой оперетты — «Самое заветное». В 1952 году состоялись ее премьеры в театрах Москвы и Ленинграда. Спустя одиннадцать лет ленинградцы познакомились с новой опереттой Василия Павловича — «Олимпийские звезды». Наконец, к 50-летию Советской власти композитор подготовил еще два произведения того же жанра. Одно из них — лирико-драматическая оперетта «Восемнадцать лет», посвященная связи и преемственности разных поколений советских людей. Вторая оперетта — «Ваш доброжелатель»— веселая музыкальная комедия.

Много сил отдает Соловьев-Седой работе в кино. Им написана музыка более чем к двадцати фильмам, среди которых — «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Счастливого плавания», «Максим Перепелица», «В трудный час». В 1966 году Одесская киностудия выпустила фильм «Товарищ песня», состоящий *из четырех киноновелл, «героями» которых служат песни, специально написанные для этой картины Василием Павловичем на слова
Е. Долматовского. Не раз отрывался Соловьев-Седой в эти годы от рояля, чтобы отправиться, по примеру военных лет, в творческие поездки. Композитор побывал во многих городах, почти во всех республиках нашей страны, выступая с творческими отчетами перед трудящимися, участвуя в декадах русской культуры, русского искусства, ленинградской музыки. Он по-прежнему желанный гость не только рабочих и колхозников, но и солдат, моряков, летчиков. В паспорте Василия Павловича появились визы многих зарубежных государств — от наших соседей Польши, Румынии, Финляндии до далекой Бразилии, где осенью 1966 года он присутствовал на международном конкурсе песни в качестве члена жюри. Много волнующих впечатлений и творческих замыслов выносит Соловьев-Седой из встреч с советскими воинами. Так, в 1961 году, когда композитор выступал в Группе советских войск в Германии, произошел следующий случай. В караул к братской могиле советских солдат и офицеров, находящейся на территории Западного Берлина, был впервые назначен молодой солдат Петров. Стоя на посту, он прочел на памятнике список похороненных здесь героев и неожиданно обнаружил фамилию своего отца, судьба которого была ему неизвестна.

Об этом эпизоде узнал поэт Е. Долматовский, находившийся тогда в Германской Демократической республике. Вместе с ним Соловьев-Седой тут же написал «Балладу об отце и сыне». Через два дня песня была впервые исполнена перед советскими воинами. Песни Соловьева-Седого получили самое широкое распространение в нашей стране. Они давно пользуются также популярностью в странах социализма, многократно издаются там, входят в репертуар исполнительских коллективов. Творчество советского композитора хорошо известно и в ряде капиталистических стран.  Когда в Брюсселе во время Всемирной выставки 1958 года выступал Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, то из всей его программы, по свидетельству бельгийских газет, публика горячее всего принимала песню Соловьева-Седого «В путь!».

Через год большая группа наших артистов приехала в Нью-Йорк, где была открыта советская выставка. В программу концертов вошла песня «Если бы парни всей земли». Она встретила у слушателей самый живой отклик. Особенно посчастливилось за рубежом песне «Подмосковные вечера». Она была музыкальной эмблемой большого концерта советского искусства на Брюссельской выставке во время «национальных дней» Советского Союза: ее звуками открылся и закрылся этот концерт. Она же звучала на нашей выставке в Нью-Йорке, и американцы восприняли ее с энтузиазмом, как добрую знакомую: ведь «Подмосковные вечера» стали в США одной из самых популярных песен с тех пор, как ее «взял» с собой на родину из Советского Союза американский пианист Ван Клиберн.

Широко развернулась в послевоенные годы общественная деятельность Соловьева-Седого. С 1948 года в течение шестнадцати лет он бессменно возглавлял Ленинградский Союз композиторов, а сейчас является одним из секретарей Союза композиторов СССР. Трудящиеся Ленинграда трижды избирали его депутатом Верховного Совета СССР. Советское правительство высоко оценило творческие и общественные заслуги композитора. В связи с пятидесятилетием со дня рождения, которое отмечалось 25 апреля 1957 года, он был награжден орденом Ленина. 22 апреля 1959 года было опубликовано постановление о присуждении Василию Павловичу Соловьеву-Седому высшей награды в области искусства — Ленинской премии за песни «Подмосковные вечера», «В путь!», «Марш нахимовцев», «Версты» и «Если бы парни всей земли». 3 февраля 1967 года ему присвоено почетное звание народного артиста СССР.

А. СОХОР.: «Василий Соловьев-Седой»