Почти полвека проработал Павлов в кинематографе, из них сорок лет на «Мосфильме». Двадцать пять художественных фильмов снято им и почти половина – с режиссером И. Пырьевым.
Работать в кино Валентин Ефимович начал фотографом. Именно на съемочной площадке, этап за этапом изучает он на практике всё, что относится к киносъемочному процессу. В «Мосфильме» молодой оператор наблюдает работу таких корифеев операторского искусства, как А. Головня, Л. Косматов, Д. Фельдман, А. Гальперин, Б. Волчек и других.
В 1940 году режиссер Иван Пырьев пригласил В. Павлова на постановку фильма «Любимая девушка». Так началось одно из самых плодотворных и длительных творческих содружеств в истории советского кинематографа. Оно продолжалось почти четверть века. «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», экранизация произведений Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Белые ночи» - вот далеко не полный перечень плодов их творческого содружества.
Валентин Павлов был в числе пионеров цветного кино. Снятый им фильм «Сказание о земле сибирской» на международном кинофестивале в Чехословакии в 1948 году получил первую премию за лучший цветной фильм. Продолжая освоение цвета Валентин Павлов меняет и манеру операторской работы, все полнее и полнее выявляя новые возможности цветного изображения. В картине «Кубанские казаки» он как бы «выпускает цвет на волю». Поражает яркость, сочность красок снятой им ярмарки.
В 1955 голу впервые в стране В. Павлов приступает к съемкам широкоэкранного фильма, работая над лентой «Пролог». Новые пропорции кадра не могли быть просто «пассивно» приняты оператором. Он внес коррективы в его композиционное строение, в мизансцену, в работу со звуком.
На «Мосфильме» Валентин Ефимович Павлов всегда вел большую общественную работу. В течение ряда лет редактировал студийную многотиражку «Советский фильм». На ее страницах опубликовал более сорока заметок и статей по различным вопросам операторской профессии.
В одной из них Павлов писал: «Изображение обладает "собственной речью", говорит само за себя. …Изображение может быть скромным, лишь помогая идеям и событиям фильма, может обращать на себя особое внимание, однако оно не может оставаться безучастным, равнодушным… Нужно, чтобы все операторы игровых фильмов имели право называться художники киноизображения не только в силу производственного положения, но и по самой сути их личной работы».
Думая о таких людях, удивляешься тому, как многое вмещается у них в ограниченные размеры кадра: весь окружающий нас мир.
Симаков В. В кадре – весь мир // Вечерняя Москва. 1985. 4 ноября.