В пригородах афганской столицы, у самого подножия гор, шли съемки первого совместного советско-афганского художественного фильма под условным названием «Жаркое лето в Кабуле». Его постановщик – узбекский режиссер Али Хамраев. Лента посвящена сегодняшнему дню революционного Афганистана, братской дружбе между народами двух наших стран. Лето выдалось жаркое и в прямом смысле этого слова и в переносном.

В напряженном ритме живет страна, после Апрельской революции, вставшая на путь строительства нового общества. Такой видят ее главные герои картины – советские врачи, роли которых исполняют актеры Олег Жаков и Николай Олялин, активно помогающие своим афганским коллегам. И, надо сказать, в нынешних условиях, когда злейшие враги афганского народа, действующие по указке империалистов и гегемонистов, тщетно пытаются повернуть вспять поступательный ход истории, выполнение нашими специалистами своего гуманного профессионального долга зачастую граничит с героизмом. Им в полной мере присущи мужество, сознание своей ответственности, интернационализм, вера в правоту благородных идеалов, которые защищают лучшие представители братского народа.

С кинодраматургом Вадимом Труниным мне приходилось неоднократно встречаться в Кабуле. Он признавался, что каждый приезд открывал ему что-то новое, заставлял вносить изменения в драматургическую основу будущей ленты. Съемки оказались непростыми. И, в частности, для главного оператора Юрия Клименко. Эпизоды уличных сцен он стремился снимать скрытой камерой. Но скрыть камеру удавалось не всегда. И тогда не было отбоя от желающих попасть в поле зрения объектива... Поистине интерес к съемкам был огромен 

Я не первый раз в Кабуле, – рассказывал мне Олег Петрович Жаков.

И давно знаю, как здесь любят кино – любят до самозабвения. 

Что же касается климата, то сейчас переношу его вполне сносно, в прошлый раз при съемках «Миссии в Кабуле» приходилось, пожалуй, потруднее.

Сегодня потрясают благодатные перемены, происшедшие за эти годы. Появились новые улицы, красивые дома, школы, больницы. Перемены разительные, а главное, в глазах людей читаешь уверенность в своем будущем.

До глубины души волнуют встречи с представителями замечательного, трудолюбивого и талантливого народа. И горожане, и дехкане выражают чувства любви и уважения к советским людям, к нашей стране, повсеместно тепло приветствуют нашу съемочную группу. Режиссер-постановщик фильма, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, лауреат Государственной премии имени Хамзы Али Хамраев рассказывает:

– Идея создания этого кинопроизведения возникла не вдруг. На протяжении ряда лет я встречался с афганскими кинематографистами на московских и ташкентских кинофестивалях. Крепкая дружба связывает меня с афганскими коллегами, окончившими ВГИК. Президент государственной кинокомпании «Афганфильм» режиссер А. Алиль не раз выражал пожелание своих товарищей поработать вместе с советскими кинематографистами.

И вот в июне прошлого года, – продолжает режиссер, – Вадим Трунин и я прилетели в Кабул, начали собирать материал для нынешней ленты. Благотворные процессы, совершающиеся в стране, во многом напоминают обстановку первых революционных лет в Советской Средней Азии. О том нелегком и прекрасном времени мне довелось рассказать в фильмах «Чрезвычайный комиссар», «Седьмая пуля», «Без страха», «Телохранитель».

Опыт подсказывал, что при всем сходстве некоторых реалий необходимо искать и нечто сугубо индивидуальное, характерное лишь для Апрельской революции в Афганистане. В этом неоценимую помощь нам оказывают наши афганские друзья. Сейчас, после полуторамесячного пребывания в Кабуле, группа завершает натурные съемки. Советские кинематографисты встречались с деятелями искусств, с солдатами и офицерами афганской армии, с партийными активистами, молодежью – все это помогало точнее определить свои творческие задачи. 

И вот последний день работы в Кабуле. Я прошу Али Хамраева продолжить свой рассказ для читателей «Советского экрана», сказать о наиболее запомнившемся. 

– Помню ранние, утренние часы, проведенные в афганском военном госпитале. Только начали снимать, как с аэродрома доставили группу раненых воинов, давших ночной бой басмаческой банде. Все без исключения члены съемочной группы, одетые в белые халаты, поспешили на помощь санитарам. Наш оператор снял эту сцену.

Впервые тогда мы непосредственно увидели варварские последствия происков темных сил зла и реакции против молодой Афганской республики... По сюжету (его основа взята из жизни) наши врачи лечат душмана-врага. На эту роль мы выбрали 15-летнего солдата-добровольца Мухаммеда Насима, раненного в бою с душманами. Сыграл он, по-моему, прекрасно. Мы подружились, обещали писать друг другу.

На традиционный вопрос о будущих планах Али Хамраев ответил, что главное сейчас – завершить картину, выпустить ее на экраны к 5-й годовщине Апрельской революции.

– В фильме снимались также артисты Бахтияр Ихтияров, Леонид Бабаханов, Гульча Ташбаева из Узбекистана. Среди афганских исполнителей в основном молодежь. Все они работали с громадным подъемом, старались перенять наш опыт. Это относится и к режиссеру Вали Латифи, оператору Гишталаю... Работа над фильмом «Жаркое лето в Кабуле» продолжится теперь в павильонах киностудии «Мосфильм».

Мусин Р. — «Жаркое лето в Кабуле» // «Советский экран», 1982 , № 22. — с. 4-5.