Сердце Украины, сердце индустриальной Украины — Донбасс. Здесь в этом сердце, в этом беспрерывном грохоте машин, железной и угольной пыли, среди вечного негасимого пламени, — тут наша группа, тут мы создаем первый неигровой фильм.
У Вертова сложное ответственное задание. В «Симфонии Донбасса» он должен показать огромный рост Донбасса, его необычайный темп индустриализации, боевое участие на фронте социалистического строительства.
Донбасс ежедневно растет, ежедневно строится, ежедневно совершенствуется.
И тем важнее успевать за ним с кино-аппаратом. То, что сегодня — ново и необычно, что ярко вырисовывается на фоне минувшего, за короткое время стушевывается в сравнении с новым, более ярким.
Темп необычайный.
Важно составить план работы, еще важнее работать, придерживаясь этого плана. ‹…›
Тяжелое и ответственное задание стоит перед группой. Партийные и общественные организации, которые обещали всесторонне помогать нашей работе, еще не совсем в этом продвинулись. Мы уже второй месяц на Донбассе, а помощи, хотя бы в том, что касается передвижения с места на место, еще нет. А в условиях Донбасса, где только быстрый и удобный транспорт — авто, своевременное передвижение это — все. От этого зависит успех работы. От этого зависит окончание фильма в положенный срок. Потому мы особо остро ощущаем потребность в хорошо налаженном транспорте.
И даже несмотря на такие условия — работа группы не утихает. Мы еще не утратили надежды, что все те организации, которые нам обещали помощь, в конечном итоге помогут нам создать «Симфонию Донбасса».
Цейтлин Б. Симфония Донбасса / перевод с украинского Ольги Савченко // Кино. К., 1929. № 12.
Возможности звукосъемки к тому времени, когда разрабатывался план картины «Симфония Донбасса», были настолько неопределенны, что нельзя было хоть какими-нибудь общими фразами коснуться этого вопроса в плане работы.
Фабрикой были просто ассигнованы средства на эту работу.
К тому моменту, когда группа, засняв часть материала в Донбассе, должна была приступить к звукосъемкам, картина представилась такая: снимать синхронно, т. е. и звук и изображение не придется, так как неизвестно, когда будет готов передвижной звукосъемочный аппарат. Вопрос мог итти только в плоскости озвучания, омузицирования фильмы.
Имевшийся на весь СССР один единственный звуковой аппарат
Тов. Вертовым был написан музыкальный, детально разработанный план, по которому композитор Тимофеев написал звуко-шумовой марш, рассчитанный на озвучание 500 метров картины.
Марш этот, разученный оркестром Ленинградской филармонии, был заранее подготовлен к съемке. Самая съемка должна была производиться в помещении Ленинградского радиоцентра.
В связи с продолжительным ожиданием получения звукового аппарата, задержанного Роомом на своей работе, группа решила перейти на ударную работу и озвучить не 500, а 1000 метров фильмы.
Приступив к съемкам звукомарша, т. Вертов одновременно повел и исследовательскую работу в области возможности записи не искусственно воспроизводимых звуков, но в области записи подлинных, документальных шумов и звуков. Уже первые опыты дали отличные результаты и широко развернутая в этом направлении работа дала возможность группе и перевыполнить взятое на себя обязательство — озвучить 1000 метров — и довести его до максимума, т. е. до полного озвучания фильмы.
Опыты Вертова пошли и еще дальше. Удостоверившись в полной возможности производить звуковую съемку натурную, документальную, т. Вертов связал эту возможность со съемкой зрительной. Проделанные опыты и в этом направлении дали отличные результаты.
Таким образом «Симфония Донбасса» будет не только озвучена, т. е. к ранее снятому изображению будет придан звук, но в картине будет значительное количество синхронной съемки.
Фактически эта работа т. Вертова явится первой подлинной звуковой фильмой, построенной целиком на неигровом документальном материале как в области зрительной, так в области и звуковой.
Работа группы в Ленинграде близится к концу. В мае группа переносит свои съемки в Донбасс, где съемка будет производиться исключительно синхронная, на специально подготовляемом в лаборатории т. Шорина передвижном звукосъемочном аппарате «Микст». Аппарат этот, конструируемый работником лаборатории т. Шорина, т. Тимарцевым, по своей комплекции будет настолько удобен и негрузен, что съемку на нем возможно будет производить в самых трудных и неудобных местах.
Много тяжелых и трудных минут перетерпела группа на своем пути по работе над звуковой частью фильмы, но добытые результаты полностью окупают этот труд, тем более что вне всяких сомнений удачно проделанный опыт т. Вертова явится вкладом не только в фильму «Симфония Донбасса», но и ценным вкладом в технику звукосъемок в дальнейшем.
Цейтлин Б. Симфония Донбасса // Кино и жизнь. 1930. № 14.