Июнь. Закончены съемки первой серии фильма «Петр Первый».

«Когда Петров предложил мне сниматься, я была несколько смущена. Я привыкла к ролям драматическим. На памяти еще была наша совместная с Петровым работа в фильме «Гроза», где я играла Катерину — характер сильный, страстный. После этой выстраданной мною Катерины другая Екатерина, царица, показалась мне несколько легковесной, душа к ней не лежала... Но работа началась, роль захватила меня, становилась все увлекательнее п увлекательнее... Этому немало способствовали и педагогический талант и режиссерский такт Петрова.

Вспоминаю нашу съемочную площадку: все люди на местах, спокойствие, порядок. Каждая сцена заранее оговорена и отрепетирована. И как авторитетно, спокойно, не повышая голоса, мог убедить Петров каждого из нас в своей правоте!

Весь материал картины поражал яркостью, сочностью. Казалось, не было в ней полутонов! Тут легко было бы наиграть, как у нас говорят, «нажать»... Но правда, только правда требовалась от актера!

Помню один курьезный случай. Эпизод «У Меншикова». Петр решает взять себе служанку Катерину. Именно тут произойдет в ее роли первый сдвиг, первый шаг от безвестной девчонки к властной, всесильной императрице. Как выразительнее показать это? По сценарию Катерина награждает Меншикова пощечиной.

Один дубль. Второй. Третий... Пощечины сыплются на бедного Меншикова [– Жарова]. Шутка ли, рождается императрица! Сподвижница великого Петра!..

После съемки слышу грустно-иронический голос Жарова.

Ну зачем же вы с таким усердием!..

Да, на съемках мы были увлечены до самозабвения, увлечены все – и актеры, и режиссер. Мы жили этим фильмом, жили своими героями».

(«Сов. экран», 1967, № 18)

Цит. по: Алла Константиновна Тарасова: документы и материалы. М.: Искусство, 1978. С. 73.