Из интервью с Ольга Любимова — главой департамента кинематографии Минкульта (2019 год)
— В списке тех, кто не выполнил обязательства перед Минкультом, есть фильм «Айка». Производство растянулось на несколько лет, но фильм был снят и получил приз в Каннах за лучшую женскую роль. Сейчас за срыв сроков режиссер Сергей Дворцевой должен Минкульту семь миллионов рублей. Понятно, что он снимает фестивальное кино и для него это огромная сумма. Как к этому относятся в Минкульте?
Мы говорили, конечно, об этом не раз. Еще до Канн встречались с Сережей, мы ведем это дело, стараемся ему помочь всем, чем можем. Но есть условия соглашения, и есть Канны, и они не пересекаются, они в разных плоскостях. Мне сердцем это очень трудно принять, а головой приходится. Есть частные инвесторы, которые относятся к своим инвестициям в искусство, как Савва Морозов, с пониманием — дают любые рассрочки творцам. Даже если ты акционерное общество, как Первый канал, все равно есть возможность перенести сроки.
А я не могу перенести сроки, потому что в тот момент, когда я одним переношу сроки, а другим не переношу, в этом есть конфликт интересов — предполагается, что может быть моя заинтересованность. И в этом очень большая опасность государственных денег. Счетная палата запрещает отменять штрафы, раз в год они к нам приходят и все перетряхивают. Эта часть работы морально самая тяжелая. Многие прямо плачут, когда приходят говорить о своих коммерческих провалах. Вот у меня дырочка на столе, ее ковыряют, когда нервничают.
— Есть понимание, как Дворцевой будет рассчитываться с долгом?
Я не понимаю как. Я не знаю как. Для меня семь миллионов — это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все. У нас целые суммы за картины возвращали со штрафами. Артем Васильев в свое время начинал проект «Дау», деньги на который давал Минкультуры, и не уложился ни в какие сроки. В итоге он вернул полностью все деньги за проект со всеми штрафами и продолжил каждый год ходить на конкурсы. У нас нет такого, мол, ах, вот этот Васильев. Человек расплатился и пришел заново. Но мы не можем допускать до сцены должника, иначе это будет пирамида. Люди из бюджета одной картины будут выплачивать долги по другой. Это схема известная, никогда ни к чему хорошему не приводившая.
Казалось бы, у нас министерство, которое занимается культурой. И сейчас я достаточно часто вижу продюсеров, которым просто рано брать государственные деньги, для них все может закончиться не премьерой, а тем самым судом. И приходится, как в советской поликлинике, очень много работать на профилактику. Я никогда в жизни так не ругалась и не орала матом, как здесь — на «Союзмультфильм», на киностудию Горького, на продюсеров, которым ты звонишь [со словами]: «Сдавайте срочно! Вовремя, идиоты! Еще три дня, и я обязана буду вам штраф выписать». <...>
«Нам нужно либо денег, либо славы — а лучше и того и другого» (с Ольгой Любимовой беседует Анастасия Якорева) // Медуза. 28 ноября 2019
Высказывание Ольги Любимовой во время визита в Екатеринбург (2 марта 2020)
К сожалению, эта проблема актуальна и по сей день. Она решается внутри профессионального сообщества. Я не раз повторяла: всё, что мы могли сделать со стороны департамента кинематографии — мы сделали. Сергей попал на Каннский кинофестиваль, получил награду. Мы также помогли сделать так, чтобы проект вообще был завершён. По поводу штрафов: мы руководствуемся предписанием Счётной палаты. К сожалению, у нас есть такие ситуации, когда мы не можем помочь. История Сергея вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе. Мы ждём, что индустрия поможет ему закрыть штраф, и он выйдет на следующий проект. Он очень талантливый режиссёр. Мы готовы помогать ему в следующих фильмах, выходить на конструктивный диалог. Но нужно понимать: мы находимся в правовом пространстве и не можем принимать решение сердцем. К сожалению, есть правила и нормативы. Нарушать их — мы не в силах. Множество коллег Сергея попадало в такие ситуации и выплачивало штрафы. Даже если мы представим, что создастся такой прецедент — это вызовет бурю эмоций у тех людей, который штрафы оплатили.
Ольга Любимова о долге режиссёра Сергея Дворцевого: «Мы ждём, что индустрия поможет ему» // Областная газета (Екатеринбург). 2 марта. 2020