В 1950 году, окончив с отличием музыкальное училище и получив квалификацию преподавателя детской музыкальной школы, Эдисон Денисов почувствовал непреодолимое влечение к музыке. И тогда перед молодым человеком возникла самая серьезная дилемма в жизни — что выбрать: путь математики или путь музыки, можно ли одновременно служить «двум богам»?

В университете он был на хорошем счету, дипломированного специалиста прочили в педагогический штат. В музыкальном училище Эдисон тоже делал большие успехи и завоевал репутацию студента, обладающего незаурядными музыкальными способностями. Тянуло молодого человека и к сочинению. Однако в Томске получить квалифицированный совет и авторитетное мнение относительно собственного композиторского дарования было невозможно. И Денисов решается на смелый шаг: посылает свои сочинения на суд … Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.

Дмитрий Шостакович:

— Дорогой Эдик. Ваше письмо я получил. Ваше стремление к музыке и желание стать музыкантом меня радует. Однако перед тем, как предпринимать столь серьезное решение (поступление в консерваторию), я прошу Вас прислать мне Ваши сочинения (из письма Денисову от 28.02.1950).

Получив от маститого автора разрешение, Денисов отправляет ему произведения, написанные самостоятельно во время учебы в училище — Классическую сюиту, романсы, сценку «Неудача».

Дмитрий Шостакович:

— Дорогой Эдик. Ваши сочинения поразили меня. Мне кажется, что Вы обладаете большим композиторским дарованием. И будет большой грех, если Вы зароете Ваш талант в землю (22.03.1950)

Шостакович не только нашел время ответить неизвестному юноше из Томска, но и, проявив активный интерес, написал ему письмо с разбором сочинений. Дмитрий Дмитриевич подробно высказался о каждом из присланных опусов. Более всего ему понравился романс на стихи Блока «Полный месяц встал над лугом», в котором он особенно выделил фортепианную партию.

Итак, судьба Денисова была решена. Между начинающим автором и всемирно известным композитором завязалась переписка. Шостакович неоднократно изъявлял желание «встретиться и пообщаться» со своим сибирским знакомым. Он также предложил показать сочинения Денисова некоторым московским музыкантам, в частности В. Я. Шебалину, С. С. Богатырёву, А. Н. Александрову. По мнению Шостаковича, такой показ мог стать предварительным экзаменом для молодого композитора. Однако суждения профессоров явились для Дмитрия Дмитриевича, как он писал, «весьма большой неожиданностью». Они отметили в музыке Денисова общую музыкальность, достаточный профессионализм, но не увидели при этом «настоящего композиторского дарования» (20.05.1950).

Весной 1950 года по совету Шостаковича Денисов приехал в Москву и пытался поступить в консерваторию. Но неудачно. Помимо отрицательного мнения о его композиторском даровании у профессоров консерватории Богатырева и Шебалина, сказалась плохая подготовка по музыкально-теоретическим предметам.

Неудачная попытка не сломила решения сибиряка. Он вернулся в Томск, в 1951 году блестяще закончил университет по специальности «функциональный анализ», сдал экзамены в аспирантуру и … вновь приехал в Москву. По договоренности с директором ему было разрешено некоторое время позаниматься в Музыкальном училище при консерватории, где он мог как следует подготовиться ко вторичному поступлению в консерваторию.

Летом 1951 года Эдисон Денисов становится студентом композиторского отделения Московской консерватории.

Ю. Холопов, В. Ценова. : «Эдисон Денисов»