Музыка нынешних авторов может звучать сегодня, не дожидаясь на полках библиотек, когда ее «откроют» потомки. Этой мыслью руководствовались педагоги кафедры общего фортепиано Астраханской консерватории, решаясь познакомить своих земляков с камерным творчеством Бориса Чайковского. Организаторы концертов стремились показать в двух программах хронологически, жанрово и образно возможно наиболее широкий круг произведений нашего современника.
Поэтому уже в первый вечер сочинения 40-х годов — афористичную Сюиту для виолончели solo, артистично исполненную Н. Захарян (наиболее удалась виолончелистке выразительнейшая Ария) и мятежную Первую сонату для фортепиано сменила Соната для двух фортепиано (О. Калмыкова и Р. Буракова), написанная почти три десятилетия спустя (1973). Ее части — «Отзвуки», «Голос полей» и «Этюд», запечатлевшие три контрастные ипостаси бытия, — наглядно показали эволюцию фортепианного письма композитора в сторону большей самобытности, сочетающей активный пульс, резкость эмоциональных переходов с тонкой задушевностью, возвышенностью чувств, бережно переданными исполнителями.
Сложнейшие медитации, требующие вдумчивого вслушивания, открылись в созданной в 1959 году двухчастной Сонате для скрипки и фортепиано (В. Шубный и Ю. Эльперин). И вновь поворот к иной сфере многогранного поэтического мира Б. Чайковского — вокальный цикл «Последняя весна» для меццо-сопрано, флейты, кларнета и фортепиано на стихи Н. Заболоцкого (М. Попандопуло, Р. Буракова, Я. Левицкий, В. Смиховский), представивший творчество начала 80-х годов. Он привлек искренностью светлой лирики, мелодической красотой и акварельной красочностью.
Еще одну встречу с музыкой Бориса Чайковского подарила программа из произведений для детей. Фортепианные пьесы, созданные композитором еще в школе и позже, в зрелом возрасте, песни героев сказок Андерсена и Перро из музыки к популярным радиопостановкам 50—60-х годов (А. Антонов, Р. Буракова), музыкальная сказка «Лоскутик и облако» (1978), по существу миниатюрная детская опера, с явным удовольствием исполненная студентами Л. Волковой, Н. Волковым, А. Антоновым и концертмейстером Т. Соколовской, увлекли слушателей образной яркостью, характерностью, остроумием, композиционным совершенством.
Самое главное — всем исполнителям, энтузиастам современной музыки, многократно проверившим свои силы на интерпретации произведений ХХ века — как классических, так и только что «вышедших из-под пера», — удалось передать высокий эмоционально-интеллектуальный тонус сочинений Б. Чайковского. Присутствие на концертах автора, откликнувшегося на приглашение педагогов из Астрахани, обязывало, создавало атмосферу особой творческой самоотдачи. А общение с Борисом Александровичем помогло глубже понять его музыку, более полноценно передать все ее нюансы. Сказался и опыт неоднократной работы с другими композиторами (например, недавно тем же коллективом были проведены авторские вечера ленинградца Г. Белова).
Очень важно, чтобы плодотворные контакты между педагогами Астраханской консерватории и авторами продолжались. Ведь музыка любого композитора только тогда обретает прочное место в отечественной культуре, когда она начинает звучать по всей стране.
Г. Овсянкина. : "Плодотворные контакты"// "Музыкальная академия", 1996, № 1