У нее есть много драгоценных качеств, незаменимых для экрана. Удивительно благодарная внешность, поразительные глубокие, искренние глаза, пластичность и грация движений, чувство ритма и художественной выдержанности кинематографического действия и переживаний — это несомненно ее положительные качества. Они и создали ей громкую популярность в широких слоях кино-зрителей.
Благодаря этому ей очень удаются роли, базирующиеся на внутреннем страдании; роли жертвы без излишнего напряжения страстей («Миражи», «Столичный яд»), роли, полные очарования, тоски и мечты («Лунная Красавица», «Пламя неба»), покорность чужой воле («Песнь торжествующей любви»), власть и сила красоты («Жизнь за жизнь»), сосредоточенная углубленность чувства («Пытка молчания») и т. п.
Но в тоже время сильно драматические роли, трагические прореживания, многообразие мимической игры — не удаются В. Холодной.
Правда, дарование артистки еще не достигло расцвета.
Еще слишком мало выявляло оно себя, и кстати сказать, не всегда те ателье, где она снимается, вполне чутко относились к ней, как к артистке.
В некоторых картинах ее престо заставляли позировать (2 cepия «У камина») или поручали неподходящие роли («Человек — зверь») и т. п. Поэтому и получается то странное явление, что такая крупная величина на небе экрана не создала до сих пор законченных ярких типов (за исключением «Лунной Красавицы» — образа удивительного и самоценного).
Ей, как и многим артистам, мешает убогий репертуар кинодраматургии, который шатается от классических романов до бульварных романсов и от действительно оригинальных (крайне редко!) кино-драм — до пошлой стряпни мародеров литературы.
А фабрика, молох производства — чудовище, сковывающее теперь творцов экрана, требует товары, и, к сожалению, слишком часто артисты соглашаются на такую профанацию их творчества.
В творчестве В. В. Холодной за последнее время замечаются искания попытки выбиться из этого заколдованного круга. Артистка начинает овладевать своими дарованием и увереннее pacпоряжаться им.
Будем верить, что это не случайное явление, и что упорная работа над собой даст В. В. Холодной новые достижения в творчестве для экрана.
И тогда на небе экрана, где и теперь она является крупной величиной, она станет подлинным воплощением не только красоты, но и глубокого творчества.
Незнамов Я. На небе экрана // Кино-газета. 1918. № 22.