Рaбота операторов Л. Косматова и В. Николаева по картине «Незабываемый 1919 год» заслуживает всестороннего анализа ‹…›.
Ленинград. 1919 год. Утро. Очередь за хлебом. Освещение, композиция точны и ясны. Оператор, освещая лица, не злоупотребляет «эффектным» освещением, лишних, мешающих бликов нет. В сцене на набережной — искусственная подсветка скупая — чуть-чуть выявлена форма светом справа, но все это выглядит правдиво, точно. Мешает дым на втором плане (очевидно, примененный для того, чтобы закрыть элементы Ленинграда 1951 года). Такая же ясная манера съемки в сцене столкновения Шибаева с генералом Неклюдовым в кадрах около собора.
В павильонных съемках немного настораживает не совсем точный цветовой тон цветного света на Неклюдове (в соборе). Этот свет несколько чужероден свету свечей, который, видимо, и имитируется.
В квартире Неклюдова обращает внимание разработка декорации цветным светом. В сцене около рояля актеры освещены «белым» светом, что хорошо увязывается с фоном. Есть некоторая неточность в цвете света в момент зажигания Неклюдовым свечи — свет слишком красен.
В сцене разговора Неклюдова с Дэксом хорошо применен красный свет на ковре, на теневой стороне лица младшего Неклюдова.
Если представить себе сцену без красноватых тонов на фоне и некоторых тенях — сцена изобразительно окажется обедненной. Следовательно — решение правильное.
Нужно сказать, что работать с цветным светом — это значит идти по линии наибольшего сопротивления. Гораздо легче работать с «белым» светом. Однако Л. Косматов, от картины к картине накапливая опыт, весьма убедительно показывает, каким сильным оружием в руках оператора оказывается цветное освещение.
Характерно умелое и точное выявление формы с выразительным и смелым цветовым решением. Например, в крупном плане «истерики» Неклюдова на тенях лежат красные рефлексы, и кажется, что это единственно правильное решение, ибо, представив себе эту сцену без цветных рефлексов, убеждаешься, что изображение проигрывает.
В кадрах «В Петроградском совете обороны» видно, как тщательно разработана цветным светом декорация, как хорошо увязывается центр композиции с холодноватым тоном колонн.
В объекте «Вагон» лицо товарища Сталина освещено на фоне окон мягким светом просто, правдиво.
Голубоватые тона света на занавесках позволяют ощутить глубину за окнами. ‹…›
Колоритно снят «митинг-концерт», где, несмотря на неопределенность освещения (источников света не видно), тени на стене от пляшущих девушек точно определяют и свет, и колорит всего кадра.
Выразительно, драматично освещен минный каземат на Красной Горке. Может быть, можно не согласиться с манерой съемки сцен в квартире Буткевич, декорация освещена неопределенно, несобранно, пестро, особенно это относится к сценам, где Буткевич угощает коньяком Дэкса и капитана.
Однако будет ли лучше, если этот интерьер осветить уютнее, проще? На этот вопрос ответить трудно. Во всяком случае портреты танцующих заговорщиков, снятые в гротесковой манере, очень выразительны.
В целом изобразительное живописное решение павильонных сцен — это правдивая, правильно найденная форма, вполне соответствующая содержанию картины.
Нужно признать, что уровень натурных съемок (за исключением ленинградских) значительно ниже павильонной работы. Искажена цветопередача кадров на Красной Горке (приход отряда, штурм и т. д.). Зелень в этих кадрах «ядовита». Видимо, съемки производились в часы низкого стояния солнца. Павильонная досъемка (под натуру) командного пункта товарища Сталина не монтируется по освещению с материалом морского сражения.
Батальный материал, стреляющие корабли и т. д. — все это само по себе очень впечатляет, но когда показываются выскакивающие из шлюпок моряки, освещенные ярким дневным солнцем, и следом кадр берега с заходящим солнцем, а затем снова солнечные кадры, то правдивость материала нарушается.
Неудачно применено цветное освещение в натурном кадре, где связисты догоняют товарища Сталина. Яркокрасные акценты света неоправданы и чужеродны сцене.
Заметна склейка фона, пущенного на проекторе «кольцом». Между тем, применив покачивание лодки (чего явно недостает), можно было б склейку сделать менее заметной. Вместе с тем, очень выразительны кадры прохода бронепоезда через лес. Драматично изобразительное решение проходов на казнь. Хорошо монтируется с этой сценой окно подвала.
Если в павильонной работе ощущается твердая линия осуществления единого замысла, то в натурных съемках — морских и штурма Красной Горки — заметен разнобой — и технический и творческий. Видимо, действия военной техники, ограниченные строго определенными часами, ставили операторов в такое положение, когда надо было снимать независимо от погоды и времени дня. ‹…›
Павлов В. Некоторые замечания о работе операторов в фильме «Незабываемый 1919 год» // За большевистский фильм. 1952.