Было бы неверно утверждать, что у нас мало сделано в отношении музыкального воспитания молодежи. В одном только Ленинграде мы найдем много интересного в этой области: отличную постановку дела в школе-десятилетке при Ленинградской государственной консерватории; хорошо организованную музыкально-педагогическую работу в Доме пионеров имени Жданова; развитую детскую музыкальную самодеятельность во Дворце культуры имени Горького, возглавляемую энтузиастом этого дела, заслуженным деятелем искусств Шемякиным; продуманную систему музыкального просвещения в районных домах пионеров и школьника; широкий размах детского вешания Ленинградского радио; концерты в Большом и Малом залах филармонии; образцовое музыкальное воспитание ребят младшего возраста во многих детских садах; энергичную инициативу детской секции Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР, за последние годы подготовившей много музыкальных произведений для детей. Однако, эффективная деятельность перечисленных организаций не может еще обеспечить необходимого крутого подъема музыкальной культуры молодежи и детей; не может в должной мере противостоять подчас достаточно активным проявлениям дурного вкуса и пошлости.
Обусловлено это двумя причинами: во-первых, разобщенностью работы, отсутствием единого методического центра, каким в свое время, например, были Музыкальный отдел гороно (20-е годы) или Дом художественного воспитания детей (30-е годы); во-вторых, недостатком педагогических кадров. Это ощущается тем острее, чем стремительнее неуклонный рост музыкально-культурных запросов детей и юношества. Чтобы помочь делу, нужны общегосударственные мероприятия. Настоящий пленум должен со всей остротой поставить перед министерствами культуры и просвещения СССР и РСФСР вопросы создания единого руководящего центра музыкально-воспитательной (работы. Прежде всего (надо позаботиться о «музминимуме» в системе общего среднего образования. Если вспомнить опыты первых лет советской власти и, в частности,
петроградскую практику 1918—20 годов, то здесь можно найти много поучительного. К методической музыкальной работе в общеобразовательной школе были привлечены тогда виднейшие музыканты — Асафьев, Оссовский, Каратыгин, Немцев и другие. Выпущенный в 1919 году сборник «Музыка в единой трудовой школе» наглядно показывает, как широко, организованно и планово ставились в те годы вопросы общего музыкального образования.
Помимо обязательных уроков пения, в общеобразовательной школе систематически проводились занятия по слушанию музыки, пробуждавшие интерес детей к содержанию музыки. Такие уроки были действенным средством воспитания музыкальных вкусов. Организовывались культпоходы на оперные спектакли и симфонические концерты. К ним предварительно готовились, знакомясь на уроках пения и слушания музыки с фрагментами из тех произведений, которые предстояло прослушать в театре или концерте.
В 20-е годы довольно регулярно проводились общегородские детские «музыкальные праздники». -В 1926 году такой праздник состоялся на открытом воздухе — на Семеновском плацу. В нем приняли участие 4 500 юных певцов, исполнивших «Интернационал», русские народные песни в обработке Лядова, песню «Высота ль, высота поднебесная» из оперы «Садко», песни советских композиторов.
В 1927 году во всех школах Ленинграда отмечалось 100-летие со дня смерти Бетховена. Каждая школа провела утренник, посвященный жизни и творчеству великого композитора, устраивала доклады, организовывала выставки. Дом художественного воспитания детей и был тем организационно- методическим центром, который руководил в Ленинграде как детской музыкальной самодеятельностью, так и массовой музыкальной работой в школах.
По инициативе ленинградского Дома художественного воспитания детей развернулось движение по сдаче «эстетических норм» на значок «Искусство — пролетарским детям». Чтобы получить значок, нужно было посетить симфонический концерт и оперный спектакль, побывать в музее, прочесть книгу» выучить несколько советских песен и отчитаться в своих знаниях перед жюри. Штабы по приему норм создавались в школах, пионерлагерях и в самом Доме художественного воспитания детей.
В 1933 году Ленсовет издал специальное постановление о проведении— в ознаменование 15-летия ВЛКСМ — общегородского музыкального конкурса юных дарований. Это мероприятие, длившееся около четырех месяцев — с 1 октября 1933 по 20 января 1934 года—вылилось в массовое движение. Первые туры проходили не только в детдомах и школах, но и на заводах, в красных уголках и клубах. От Нарвского района в конкурсе участвовало 6000 детей рабочих, от Смоленского — 6 587, от Володарского — 6 200. Общая цифра участников конкурса достигала 36000.
Приходится признать, что многие из этих интересных и полезных начинаний 20—30 годов, обеспечившие в предвоенные годы высокий подъем музыкальной культуры среди детей с юношества, в последнее время не нашли продолжения. Почему бы не возродить час слушания музыки в средней школе? Почему бы не практиковать массовые культпоходы и общегородские музыкальные праздники? Не ввести опять сдачу эстетических норм на значок «За советское искусство»? Почему бы не повторить музыкально-исполнительский конкурс юных дарований, о котором С. М. Киров в свое время отозвался как о «небывалом новом детском творческом движении», назвав его «величайшей силой»?
Как много дало бы это делу подъема музыкальной и обще-эстетической культуры в стране, при условии появления и совсем новых форм культурно-воспитательной работы, рождающихся в массах, таких, как, например, добровольные «патрули дружинников» студентов Ленинградской консерватории (такие «патрули» сформировались в этом году). Они обходят клубы и танцевальные площадки с целью борьбы с музыкальной пошлостью.
В качестве одного из путей решения острой проблемы нехватки педагогических и просветительских кадров. мне лично мыслится организация широкого народного движения, опирающегося на силы пенсионеров-музыкантов всех специальностей. Это огромные «культурные резервы» нашей страны. Если обследовать любой «микрорайон» любого города, то выявится, с одной стороны, значительное количество ушедших на пенсию музыкальных педагогов, певцов, актеров, хормейстеров, пианистов. С другой стороны, есть немало жактовских красных уголков и пустующих в вечерние часы помещений домовых контор, где можно было бы регулярно проводить занятия с любителями музыки. «Встречную инициативу» вызывать не приходится. Она налицо и проявляет себя очень активно. В Ленинградском городском комитете КПСС нам, представителям руководства Ленинградского СК. рассказывали, что трудящиеся города сами обращаются с просьбой помочь им приобрести музыкальные инструменты для жактовских клубов.
Не приходится сомневаться в том, что большинство пенсионеров охотно отдадут часть своего досуга для того, чтобы встречаться с «окрестной» детворой, знакомить ее с основами музыкальной прямоты, развивать ее слух и вкус, приобщать к хорошим образцам музыкальной литературы. Талантливый и убежденный почин в этом направлении мог бы стать стимулом для зарождения большого культурно-просветительного народного движения. Я бы предложил его «пионерам», особо отличившимся в деле музыкального просвещения и эстетического воспитания молодежи, присваивать звание «почетного гражданина» своего города.
В Ленинградском отделении Союза композиторов интенсивно работает секция детской музыки. Еще задолго до Великой Отечественной войны инициаторами этого благородного дела были И. Дунаевский. Ю. Вейсберг — автор двух детских опер, Н. Стрельников, много работавший в ТЮЗ’е, М. Юдин, В. Волошинов, Н. Леви и ряд других композиторов. Создалась прочная традиция—писать для детей и о детях; но не для «детей вообще», а для малышей, для школьников младших и старших, для выпускников и для студентов.
За последние годы Ленинградское отделение издательства «Советский композитор» выпустило несколько детских песенных сборников. <...> Для детей пишут не только «детские» композиторы, но и композиторы, которые, в основном, создают музыку для взрослых. Это мне представляется не только глубоко закономерным, но и существенным в идейно-эстетическом отношении. Нет и не может быть резкого «водораздела» между музыкой для детей и музыкой для взрослых. Шопен, Григ не писали или почти не писали пьес, специально предназначенных для детей. Но многое из их творчества доступно детскому восприятию. Из музыки Чайковского, Шумана способны увлечь юных слушателей не только пьесы, непосредственно адресованные детям. Детская психика особенно восприимчива к органическому слиянию эстетического и этического, к сочетанию нравственного и художественно прекрасного.
Она безошибочно улавливает присутствие высокого синтеза «правды жизни» и «правды искусства» и незамедлительно откликается на него. В этом следует искать объяснение крупного успеха. который имела в свое время сюита В. Томилина «Федька» (о мальчике— герое гражданской войны), или симфонической поэмы «Павлик Мо- розов» ІО. Балкашина. Этим же обуславливается превосходный прием, оказываемый детской аудиторией таким оркестровым произведениям, как Пионерская и Детская сюиты Г. Уствольской и пионерские сюиты О. Евлахова и А. Петрова.
Наконец, оперы и балеты также с большим интересом воспринимаются детьми. Поэтому уже давно назрела потребность создания специального музыкального театра для детей — музыкального ТЮЗ’а, которому отнюдь не придется начинать свою деятельность с создания репертуара, ибо репертуар этот уже есть: оперы Ю. Вейсберг («Гуси- лебеди» и «Кошкин дом»), М. Краcева («Морозко»), балеты В. Оранского <...> А чем не «детские» онеры «Снегурочка» Римского-Корсакова или его же «Сказка о царе Султане»? Чем не «юношеские» оперы «Евгений Онегин» и «Черевички» Чайковского; почему нельзя назвать «молодежными» все его балеты?
Успеху работы ленинградской секции детской музыки Союза композиторов способствует участие в ней таких талантливых и опытных методистов — педагогов и искусствоведов как М. Гольденштейн и С. Хентова. Благодаря их инициативе, вокруг новых произведений создается атмосфера оживленных дискуссий, в ходе которых обсуждаются вопросы стиля, жанра, языка детской музыкальной литературы. Серьезным пробелом в деятельности секции является ее полный отрыв от своих собратьев детских секций Московского союза композиторов и Союза композиторов РСФСР. Ведущие московские организации, к сожалению, совершенно не интересуются тем, что делается в секциях других союзов. Необходима координация государственных и общественных мероприятий: создание единого методического центра по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Необходимо единым фронтом всех работников культуры двигать вперед это важное дело.
В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ.: «Единым фронтом» // «Советская музыка» 1961, №6