Имя народного артиста РСФСР Мечислава Вайнберга (1919- 1996), творческий путь которого продолжался более 40 лет, было хорошо известно во второй половине XX в. как искушенному знатоку, так и широкому слушателю. Сам Вайнберг почти не прилагал усилий к изданию и популяризации собственных сочинений, число которых исчисляется сотнями, ему повезло с исполнителями, включавшими их в концертный репертуар: М. Ростропович, Д. Ойстрах, Л. Коган, Э. Гилельс, Т. Докшицер, Р. Баршай, Е. Светланов, Г. Рождественский, К. Кондрашин, Квартет им. Бородина. Избранные произведения композитора были изданы, фирмой «Мелодия» была осуществлена запись отдельных камерно-инструментальных сочинений.
Но всенародное признание и слава так и не пришли к Вайнбергу при жизни, в последние годы которой наступило забвение, продолжавшееся десятилетия. В XXI в. возрождение музыки Вайнберга началось на западе. Фестивали, посвященные его творчеству, прошли в Ливерпуле и Рочестере (США), Брегенце (Швейцария).
В последние годы выпуск серии дисков с музыкой М. Вайнберга осуществили крупные звукозаписывающие фирмы Великобритании («Олимпия»), России («Русский диск»), Польши. Полной записью вайнберговских струнных квартетов занимается брюссельский ансамбль «Бапе», в нескольких исполнительских версиях записаны все камерные симфонии Вайнберга. Издаются книги, посвященные жизненному и творческому пути композитора.
Западные критики уже назвали Вайнберга третьим выдающимся композитором советской эпохи, поставив его имя в один ряд с С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем. Вместе с тем более половины произведений Вайнберга не опубликовано даже в виде нотных изданий, не говоря об аудиозаписи, что затрудняет изучение наследия композитора — человека со сложной жизненной судьбой, явившего в своем творчестве особый симбиоз польской, еврейской и русской культур. Многие из сочинений в полной мере можно назвать автобиографическими; в этом ряду — произведения, в которых нашла отражение тема Холокоста — трагического события, кардинально изменившего жизнь Вайнберга. Именно эти произведения и будут в центре нашего внимания в данной статье. Формирование музыканта началось в Варшаве, где он родился в семье скрипача и дирижера оркестра еврейского театра «Скала» Шмуэля (Самуила) Вайнберга (1883-1943) и актрисы Сони Вайнберг (в девичестве Сони Карл; 1888-1943), которая хорошо играла на фортепиано. В семье росли двое детей: Мечислав и Эстер (1921-1943); первенец был поистине ребенком-вундеркиндом.
В свободное от работы время отец обучал мальчика игре на фортепиано, и в 10-летнем возрасте в оркестре еврейского театра появился новый пианист, уже давший ряд сольных концертов, а позже ставший музыкальным руководителем нескольких постановок. В 12 лет Мечислав поступил в Варшавскую консерваторию, где продолжил обучение у профессора Ю. Турчиньского. Не случайно именно рояль в последующих произведениях Вайнберга станет голосом композитора. События сентября 1939 г., оккупация Варшавы немцами резко изменили судьбу пианиста-вундеркинда.
Ему удалось бежать из оккупированного города, что помогло не разделить судьбу трех миллионов польских евреев, ставших жертвами Холокоста. В 1943 г. погибла и семья Мечислава: родители и младшая сестра. Сам Вайнберг никогда и никому, даже самым близким, не рассказывал о трагедии своей семьи, по словам соседей-варшавян, погибшей в концлагере «Травники». Существует несколько версий смерти семьи Вайнберга. По одной из них, вся семья хотела уехать из занятой немцами Варшавы, но по дороге у сестры сломался каблук, и, задержавшись, они не успели на поезд, которым уехал Мечислав.
По другой версии, родители реши ли остаться в Варшаве и отправили в Советский Союз только детей. «На полпути к цели сестре пришлось вернуться обратно — у нее стоптались башмаки, до белорусской границы Мечислав добрался один. Видя в нем в первую очередь еврея, спасающегося от немцев, советский пограничник записал имя нового гражданина СССР: Моисей (наверно из своих скудных познаний имен из Ветхого Завета). Отсюда путаница с именами — как правило, близкие друзья называли Вайнберга Метэком». Вместе с тем работа с архивными документами, в частности, со статьей первого библиографа Вайнберга Д. Рабиновича позволяет выявить другие факты.
Согласно информации, Вайнберг дважды бежал из Варшавы, во второй раз — со всей семьей, которая два г. проживала в маленьком полесском городке Лунинец (Беларусь, Брестская область), узниками гетто которого они впоследствии и стали. Исходя из всех вышеизложенных версий, учебный лагерь СС «Травники», находящийся в 30 км от города Люблина, мог стать последним пунктом пребывания семьи Вайнберга.
С сентября 1941 г. по июль 1944 г., до конца немецкой оккупации, лагерь использовался не только как тренировочная база для охранников из советских коллаборационистов, но и как транзитный лагерь для евреев из польских гетто и тех гетто, которые находились в западной части Советского Союза, на пути в лагеря смерти Польши.
Память о своей семье Мечислав Вайнберг пронесет через всю свою долгую жизнь, наполненную счастливыми событиями и лишениями. Учеба в Белорусской государственной консерватории в классе профессора В. Золотарева (1939-1941) и получение диплома композитора 23 июня 1941 г., эвакуация в Ташкент и женитьба на старшей дочери Соломона Михоэлса, переезд в 1943 г. в Москву и теплые отношения с Шостаковичем, впоследствии перешедшие в дружбу, Б. Чайковским, В. Баснером, Ю. Левитиным — эти радостные события сменяются цепью трагических: страшные вести о гибели семьи и обвинение в феврале 1953 г. в разгар антисемитской кампании, в «еврейском буржуазном национализме» и в тесных связях с Еврейским антифашистским комитетом, три месяца заключения в Бутырской тюрьме. Сложившуюся ситуацию разрешила смерть Сталина в марте 1953 г., и Вайнберг вскоре был официально реабилитирован.
Инесса Нужилъная.: «НЕЗВУЧАЩИЕ ПАРТИТУРЫ: ТЕМА ХОЛОКОСТА В ТВОРЧЕСТВЕ МЕЧИСЛАВА ВАЙНБЕРГА»