Фильм «Сенька-африканец» заинтересовал многих работников мультипликационного кино, руководителей маленьких мультмастерских в Москве и Ленинграде.
Следом за «Сенькой» начали появляться и другие детские фильмы. Александр Васильевич Иванов тоже по сказке Корнея Чуковского создал фильм «Тараканище», а Н. и О. Ходатаевы и сестры В. и 3. Брумберг выпустили замечательный фильм «Самоедский мальчик», который у них позднее купил М. Н. Алейников и выпустил на экраны под маркой своей кинофабрики. Немой вариант этого фильма был затем озвучен и долго не сходил с экранов кинотеатров. Об этом фильме надо сказать подробнее.
При первом же просмотре фильм мне очень понравился. Он выгодно отличался интересным тональным графическим оформлением. Если все предыдущие фильмы (и наши в том числе) были сделаны белой линией на черной бумаге или черной линией на белом фоне, то в «Самоедском мальчике» были удачно использованы градации серых тонов в декорациях и в раскраске персонажей, что создавало особую мягкость северной среды, в которой происходило действие.
Кроме того, Ходатаев, человек необычайно любознательный, одним из первых изучил циклограммы Этьенна Жюля Марея и Эдварда Майбриджа, в которых они последовательно зафиксировали на пленке движения различных животных: лошади, оленя, собаки, слона, коровы, кошки, полеты различных птиц и т. д.; поэтому езда в оленьей упряжке, ходьба и повадки белого медведя были сделаны в фильме «Самоедский мальчик» великолепно. Картина имела и политическое звучание, так как самоедский мальчик выступает в фильме против шамана, разоблачая его лицемерие и обман, высмеивает его и уезжает учиться в Ленинград. По художественным достоинствам я считаю этот фильм одним из самых значительных и этапных для советской мультипликации 20-х годов.
И. Иванов-Вано. Кадр за кадром. Москва. Искусство. 1980