Стихотворение Заболоцкого, положенное на музыку предпоследнего номера цикла, — это развёрнутая картина медленного погружения природы в зимний сон. Его отличают большие масштабы – 8 строф-шестистиший. Композитор использует его полностью, обновляя музыку от строфы к строфе, что в итоге даёт сквозную строфическую форму с вариантной репризой. Следование за текстом вызвало в некоторых разделах появление внутреннего контраста, а текстовые переклички – повторение музыкального материала. Обновление музыки, как и непрерывное тональное движение, дают почувствовать медлительное, но неуклонное течение процесса.

Торжественность и значительность этого лирико-эпического высказывания предопределены интонацией, царящей в стихотворении. Неслучайно слово «Осень» поэт дважды пишет с заглавной буквы. Музыка первой строфы воплощает состояние лирической торжественности. Вокальная мелодия, — задумчивая, чуть печальная, слегка напоминает романс М.Таривердиева на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы…». Интонации неприготовленных задержаний придают ей интимно-задушевный характер. Медлительно протянуты, распеты в ней не только ударные, но и безударные слоги текста. Непрерывное вариантное развитие начальной попевки словно передаёт процесс движения мысли. В фортепианном сопровождении мерные аккорды с форшлагами вызывают отдалённые ассоциации с колокольностью. Медленный темп, господство трёхдольности (3/2), ритмическая фигура с остановкой на второй доле – связаны с жанром сарабанды и вносят траурный оттенок. Гармонии многозвучны (септ-, нон- и даже ундецимаккорды), но они неполны, что, вкупе с поэтическими строками намекает на прозрачность «осенних рощ», освобождённых от листвы. Торжественная плагальная последовательность тонического нонаккорда и субдоминантового ундецимаккорда благодаря повторению выступает здесь в качестве гармонического лейтоборота.

Вторая строфа содержит внутренний контраст, так как взгляд лирического героя словно обращается на разные объекты. Но членение не совпадает с текстовым, первый музыкальный материал несколько расширен, захватывая новые по смыслу строки. Иными словами, логика музыкального членения достаточно самостоятельна. В первом разделе более подвижно, в учащённом ритме звучит, повторяясь, тревожный мотив в духе причёта, — подобно порыву ветра. Причудливые картины открываются взгляду, и обыкновенные, реальные предметы или существа предстают в фантастическом освещении. В риторическом восклицании второго раздела строфы «Бык, бык…» звучит слегка ироническая сокрушённость. Ниспадающая хроматическая мелодия сопровождается красочными аккордами-кластерами. Музыка в этом романсе не устаёт напоминать о ходе времени, которое может быть и контрастно субъективным переживаниям. Так, одновременно с «встревоженными» мотивами начала строфы у флейты и кларнета звучат кантиленные мотивы или зависающие долгие педали, как знак бесстрастного течения времени.

В третьей строфе (от ц.64) мерные шаги четвертей у фортепиано (преимущественно параллельными децимами) – фон для задумчиво-созерцательной вокальной мелодии, характер которой подчёркнут долгими паузами между фразами. Постоянство фактуры сопровождения и белоклавишный звукоряд служат объединению и создают образ статики и тишины.

Четвёртая строфа (от ц.68) также внутренне контрастна. Взгляд продолжает фиксировать различные впечатления. Строки о вспорхнувшей птице связаны с уже знакомой тревожной темой-причитанием. А вот новый персонаж из мира природы, — жук выглянул из домика. «Странность» его подчёркнута необычностью целотонового звукоряда. Отчасти изобразительный характер (движения маленького существа) носит и контраст ритма при повторении мотива: распетыми четвертями или торопливыми восьмыми. «Восклицательные», отмеченные sforzando децимы в ц.71 словно призваны привлечь внимание к этому маленькому, но важному событию в таинственном мире.

Пятая строфа контрастирует окружающим активностью динамики и ритма. Фортепианная фактура может быть трактована как изобразительная, связанная с порывами осеннего ветра, взметающего листву. Особенно это проявляется в окончании, где возникает прерывистость, паузирование в прежде непрерывной фигурации. Такая ассоциация подкрепляется также диссонантностью гармоний. Функционально ясные аккорды усложнены вспомогательными звуками, которые движутся параллельными квинтами. Парадоксально, что это «буйство» сопровождает торжественно-гимническую вокальную мелодию. «Архитектура Осени», — эти слова, вероятно, послужили главным импульсом в её создании. Эту тему отличают восхождение по трезвучию или в плавном поступенном движении, длительно, на протяжении десяти тактов звучащий аккорд тоники, укрупнённыя ритм. В развитии темы появляются элегические краски. Они связаны с нисходящей хроматической интонацией («воздушного пространства») и с минорными гармониями (as, g, d). Но в конце строфы развитие приходит к светлой диезной тональности A-dur, тоника которой диссонантно обогащена побочным тоном «си». Квартовый мотив e-h, повторяемый у фортепиано, звучит как радостная фанфара.

В шестой строфе, в согласии с текстом, повторяется в более развёрнутом виде «странная» целотонная музыка. В этом разделе композитор и ключевые знаки выставляет соответствующие: cis и dis. Здесь прибавился новый изобразительный штрих, иллюстрирующий слова текста «трубит в свой маленький рожок» (ц.78), — тритоны в мелодии и в сочетании двух голосов.

Переход к седьмой строфе происходит со сменой целотонового звукоряда на «человеческую» тональность h-moll (ц.79). Вокальная мелодия в этой финальной строфе репризна по отношению к первой («Но вот приходит ветер»), но эти слова пропеваются в ритмическом замедлении. В ней свободно скомпонованы варианты интонаций из предыдущих строф: в ц.83 – из 2-й («Бык…»), в ц.84 – из 1-й («ястребы живут…»), в ц.85 – из 5-й («среди других примет…»). На протяжении всего раздела царит статика: монотонные, баюкающие фигуры покачивания (ц.79), долгие педали, ниспадающие, лёгкие, как дуновение, пассажи, постепенное замедление темпа. Единственный контрастирующий момент – реминисценция тревожного мотива в ц.82. Завершается романс не в тональности h-moll, в которой начался, а в C-dur, что как бы символизирует торжественное вступление «в другое время года».

Татьяна Кацко. : Вокальный цикл «Последняя весна»