Значительный художественный интерес представляют законченные в послевоенные годы сценические произведения Соловьева-Седого: оперетты и балет.
Немало ярких страниц в музыке оперетты «Верный друг». Лучшие из них близки задушевной песенной лирике Соловьева-Седого. Однако оперетта не удержалась на сценах наших театров. Главной причиной явилось низкое качество либретто (автор В. Михайлов). Недостатки либретто (авторы — В. Масс и М. Червинский) помешали также сценической долговечности оперетты «Самое заветное». Но многие номера ее музыки заслуженно приобрели популярность. Удачей композитора явилось прежде всего яркое воплощение темы труда в массовых сценах. Первый же хор — «Споемте, девушки», с его светлой запоминающейся мелодией, вводит слушателя в настроение душевного подъема и творческого увлечения. Впечатляет и хоровая сцена начала уборки урожая. Оригинальна энергичная, упругая по ритму студенческая песня «Окончен институт».
Удались композитору красочные картины отдыха и праздника колхозной молодежи. Неподдельного веселья полна сцена хоровода — игры девушек и парней. Ее музыка напоена интонациями и ритмами современных плясок и частушек; она очень проста, но притом замечательно свежа и самобытна. Увлекателен и вальс — то приподнято-радостный, то тоскующий, то вновь словно пронизанный весельем. Даже скромный эпизод праздничного «туша» и тот отмечен выдумкой.
Главные герои оперетты — комбайнер Павел и его невеста, агроном Настя. Их ссора, вызванная зазнайством и эгоизмом Павла, и последующее примирение любящих, когда Павел осознает свою неправоту, составляют основу всего сюжета. Хорошо выражено их упоение любовью и предчувствие счастья в дуэте «Эх, благодать». Искренняя грусть трогает в лирической частушке Насти с хором — «В небе звездочки не видно». Только ария Насти «Золотые дни промчатся мимо», призванная передать се душевные переживания после разрыва с Павлом, не в духе этого образа: она сентиментальна и выпадает из стиля всей оперетты.
Среди остальных действующих лиц выделяются две пары, обрисованные в лирико-комедийных тонах, — Зина с Васей и Евдотия Петровна с Тютюкиным. Из музыкальных номеров, связанных с ними, запоминаются дуэт Зины и Васи о Москве (который вполне может самостоятельно звучать на концертной эстраде) и хорошо известная песня «Закурил бы, что ли...», характеризующая Васю. Наконец, есть в оперетте и сатирический персонаж— Кондратий Клякушев, мечтающий «сделать карьеру» путем женитьбы на какой-либо знатной женщине, но вместо этого попадающий на должность... сестры-хозяйки в колхозном доме отдыха. Его музыкальная характеристика в куплетах метка, хотя и чересчур скупа.
Основу музыки обеих оперетт Соловьева-Седого составляет песня, песенность. Композитор идет по пути сближения с массовой и народной песней, с музыкой современного городского и колхозного быта. Достигнув б. этом успеха, он стоит теперь перед задачей добиться в оперетте создания на основе песни крупной, развернутой музыкальной формы. Эту задачу Соловьев-Седой более успешно решает в последней редакции балета «Тарас Бульба» (либретто С. Каплана). Сюжет в балете развивается, примерно, так же, как и в повести Гоголя, хотя «планировка» действия, его драматургия подчинилась требованиям балетного жанра. Совпадают, в основном, и характеристики действующих лиц. Главное же — Соловьев-Седой убедительно передал ведущую идею гоголевской повести, идею верности родине и самоотверженной любви к ней.
Образы героев балета ярко обрисованы уже в первой картине. Действие происходит возле дома Тараса. Возвращаются после ученья его сыновья Остап и Андрей. Отец празднует их приезд, созывает гостей. На следующее утро все трое уезжают в Запорожскую Сечь. Тарас показан здесь не так, как это бывает иногда на сцене или в иллюстрациях к повести: не почтенным стариком, а боевым казаком, полным сил и задора. Именно эти качества подчеркнуты в его музыкальном «портрете» (в частности — в сцене знаменитого «боя на кулачках» отца и сыновей). Когда же Тарас поднимает тосты за Родину, за Сечь, музыка приобретает суровый эпический характер. В ней звучат величавые интонации, слышатся доносящиеся словно издалека боевые призывы. Рельефны характеристики Остапа и Андрея. У Остапа привлекают волевая сила и воинственность, а у Андрея проступают черты мягкого лиризма и женственности. Но в дуэте Остапа с казачкой Оксаной, основанном на пленительной мелодии украинского песенного склада, раскрываются и его сердечные чувства — чистые и благородные. Обаятельна фигура матери. Всю ночь перед отъездом сыновей она не смыкает глаз, не может наглядеться на своих детей. Ее большой танец можно было бы назвать элегией. Ласковый и грустно-задумчивый, он выражает глубокую материнскую нежность, горячую преданную любовь.
В первой картине показано и окружение героев—парубки, девчата, старые казаки. Полон трогательного комизма танец стариков во главе с Тарасом, вспоминающих о битвах с турками. Музыка его построена на короткой мелодии, близкой украинской шуточной песне «Журавель». Сначала она тяжеловесна и неповоротлива, а затем постепенно оживляется. Танец кончается тем, что распалившиеся казаки начинают бить развешанные на заборе горшки, принимая их за турецкие фески. В начале балета Тарас и его сыновья еще охвачены общими чувствами, и это хорошо передано в музыке. Вся большая сцена отъезда в Сечь основана на развитии одной яркой мелодии в духе и ритме походной песни, — взволнованной, устремленной вперед.
С каждой новой картиной все сильнее выступают индивидуальные различия героев балета. Вот на пути в Сечь они останавливаются в степи у камня, и каждый предается своим думам. Остап мечтает о сражениях и подвигах, Андрей — о встрече с панночкой, пленившей сердце молодого казака, а Тарас — о будущем своих сыновей. Он берет с них клятву быть верными родине и дает им в знак отцовского благословения ладанки с украинской землей. В эту картину вкраплен эпизод воспоминаний Андрея. Перед зрителями проходит сцена его первой встречи с панночкой в ее доме. Здесь впервые охарактеризована панночка; ее танцы выражают кокетливость, кошачью гибкость, игривость. И здесь же звучит настойчивая и страстная тема любви Андрея. Картина степи обрамлена поэтичной музыкой, рисующей бескрайние степные просторы, —как будто видится колыханье трав и дрожанье раскаленного воздуха, слышатся «голоса земли». Конфликт, который уже наметился в первом действии балета, далее еще больше обострен и углублен. С одной стороны, в музыке воспеваются душевная сила и щедрость народа, отвага и мужество ее лучших сынов — Тараса, Остапа. С другой — развертывается история пагубной страсти Андрея, приводящей его к позорной гибели.
Яркими, сочными красками написаны массовые народные сцены. В них — и буйное веселье, и напряженный драматизм. Вот — картина Запорожской Сечи. Весело гуляют казаки, радостно встречают они Тараса и его сыновей. Проходит цепь танцев — гулящего казака, воинственных запорожцев, молодежи, старых сечевикоз. Сыновья Тараса демонстрируют свою доблесть, в ответ Сечь показывает удаль и воинское умение казачества. Вместе со вступлением все эти танцы образуют целую сюиту, которая завершается зажигательной общей пляской. В самый разгар общего веселья происходит внезапный поворот в развитии действия. Появляется казак Петро, бежавший от поляков. В танце он рассказывает о муках народа под гнетом шляхты и зовет запорожцев в освободительный поход. Казаки избирают нового атамана, звучит боевой марш, слышна призывная тема, знакомая уже по тосту Тараса. Сечь выступает в поход. Боевая отвага казаков показана также в батальных эпизодах ночного боя под Дубно. Выразительны страницы музыки, повествующие о встрече Андрея с панночкой. Негой и страстью насыщен их большой лирический дуэт. Но постепенно открывается вся глубина падения Андрея. Он отказывается от Родины, его посвящают в рыцари, и с этого момента его музыкальной характеристикой становится уже не песенная мелодия украинского характера, а кичливая мазурка. Зато от картины к картине вырастают, приобретают все более могучий героический характер образы Тараса и Остапа.
Слушая музыку балета «Тарас Бульба», нередко вспоминаешь песенную лирику Соловьева-Седого. Здесь — та же теплота и задушевность, та же мягкая певучесть. И не случайно именно лирические сцены (дуэт Остапа и Оксаны, танец матери и другие) принадлежат к лучшим в балете. Но раскрылись в этом произведении и иные, мало заметные ранее стороны таланта композитора. Оказалось, ему доступно выражение и бесшабашной удали, и пылкости, и сурового мужества, и трагизма.
Балет «Тарас Бульба» лежит на «магистральной дороге» развития нашего хореографического искусства. Это — новый успех в деле создания советского народно-героического балетного спектакля. И в то же время — это большой шаг вперед в творческом развитии самого композитора. Не останавливаясь на достигнутом, Соловьев-Седой— всегда в движении, всегда в пути. В этой пытливости художника, в неутомимости его исканий — лучший залог его новых достижений.
А. Cохор.: «Василий Соловьев-Седой»