Однако удавшиеся картины и эпизоды не делают фильм цельным произведением с единым сюжетом, органически развивающимся действием. Фильм пестр, лоскутен, лишен объемности. В нем можно найти иллюстрации к теме, подтверждение известных из газет событий и фактов, но нельзя обнаружить глубокое движение мысли. «Болотные солдаты» не выводят нас за рамки общеизвестного.
Исправляя неудовлетворительный первоначальный вариант фильма, авторы загромоздили его множеством боковых, притом мало проявленных сюжетных линий. Механическое сцепление отдельных моментов снизило художественную убедительность «Болотных солдат». Переработки и доработки превратили многое в фильме в набор диапозитивных кадров.
Неряшливость исправлений привела, между прочим, к тому, что в картине остались «неопределенными» даже некоторые действующие в ней люди. Так, появившийся в первом действии студент Роберт бесследно пропадает. Показ этого героя ограничивается несколькими многообещающими фразами.
Неглубокое знание действительности заставило пользоваться уже готовыми ситуациями, образами. Смотришь на часового мастера, охраняющего явочную, конспиративную квартиру, и вспоминаешь аналогичного часовщика из «Волочаевских дней». Как схож еврей-аптекарь с профессором Мамлоком!
После хорошей антифашистской картины «Профессор Мамлок» следовало ожидать нового, еще более глубокого художественного, смелого проникновения советской кинематографии и жизнь наших борющихся зарубежных братьев. К сожалению, «Болотные солдаты» этого ожидания не оправдали.
Трегуб С. Болотные солдаты // Правда. 1938. 10 февраля.
Композиционная рыхлость, отсутствие единого сюжетного стержня, многотемность несколько снижают художественный уровень этого фильма. Это тем более досадно, что совместное творчество талантливого, оригинального писателя Ю. Олеши с А. Мачеретом, казалось бы, должно было обеспечить успешное создание большого и яркого произведения. ‹…› Многие недостатки драматургии фильма возникали при многократных переработках сценария, в первоначальном варианте которого авторами были допущены существенные политические ошибки. ‹…›
В картине зритель встречается с двумя участниками антифашистского фильма «Профессор Мамлок» — заслуженным артистом республики орденоносцем С. Межинским и артистом орденоносцем О. Жаковым.
Жаков играет в фильме Пауля. В отличие от Рольфа Мамлока, Пауль внутренне сосредоточен, собран, молчалив, скуп на жест, мимику. Пауль — это человек железной воли, непреклонного характера, лишенный всякой паники, прекрасно ориентирующийся в любой обстановке. Все эти черты блестяще обрисованы Жаковым. Новая роль Жакова — безусловно большая творческая победа актера.
Аптекарь в «Болотных солдатах» — вторая работа в кино артиста Межинского. Как и в образе профессора Мамлока, он показал себя актером большого трагедийного дарования. Профессор Мамлок — монументален, суров, строг, более того, он, даже побежденный, страшен фашистам. Аптекарь — маленький, забитый старичок, необыкновенно мягок, доверчив, подчас даже сентиментален. Их глубоко, кровно роднит путь через страдания, унижения, пройденный ими от аполитичного созерцательства к активной борьбе в рядах антифашистов.
Прекрасный образ коммуниста-конспиратора Тидемана создает заслуженный артист республики М. Кудрявцев. ‹…› К сожалению, совершенно не удался единственный женский образ фильма — Мари в исполнении актрисы С. Широковой.
Попов Дм. «Болотные солдаты» // Кино. 1938. 17 октября.