Россия. г. Москва. Кремль. 14 мая 1896 г. Император Николай II, Александра Фёдоровна в сопровождении свиты спускаются по Красному крыльцу, выходят из Архангельского собора. Проходят представители различных национальностей России». «Коронация императора Николая II Съёмки Камилла Серфа. Производство фирмы «Люмьер».

Из описи киносъёмок, хранящихся в Российском Государственном архиве кинофотодокументов

Первую официальную хроникальную съёмку в России по заданию французской фирмы осуществил французский оператор. В качестве подарка к торжеству коронации царь получил позитивную копию снятого сюжета. Он и положил начало «царской хронике», которую считают первым образцом мировой политической кинолетописи. Эти съёмки, явно государственного характера, осуществлялись частной иностранной фирмой, силами операторов-иностранцев. Попытки гла­вы этой фирмы фон Ягельского обращаться за поддержкой ко Двору результатов не дали. Лишь в 1900 году появился первый сюжет, сня­тый русским оператором во время царской охоты в Беловежской пуще.

За 22 года сложилась огромная коллекция в несколько тысяч мет­ров хроникальных съёмок: быт царской семьи и официальные мероприятие с участием царя и приближенных. По началу съёмки предназначались исключительно для показа при Дворе. Для их систематиза­ции и хранения была организована первая в мире придворная студия-архив. Позднее отдельные сюжеты в основным официального характера начали демонстрировать в кинотеатрах, как особую часть программы.

Сюжеты повторялись: парады; молебны; встречи с иностранными официальными лицами в России и за рубежом; открытие памятников, мостов, музеев; посещения различных городов; участие в юби­лейных торжествах; охота. Характер съёмок был официальном и еди­нообразным: традиционные точки; только дальние и средние планы; неподвижная камера. Отсутствие крупных планов, как сохранение монаршей дистанции, неожиданно обернулось положительной сто­роной. Средние планы наполнились информацией о событиях и их участниках. Появились фон, среда, атмосфера. Царь получил сред­нюю позицию в происходящем, что оказалось соразмерно его исто­рической роли в нём.

Каждый отдельный сюжет чисто информативен, но их совокуп­ность содержит политический, социальный, идеологический акцен­ты внутренних и внешних исторических процессов, которыми жила Россия. Известно, что в 1918 году была предпринята попытка при участии английского разведчика Локкарта вывезти «царскую хронику» в Англию. Конфискация спасла её для нашей страны, где и до сих пор, скорее всего по идеологическим причинам, многие отрицают историческую ценность этого документа.