Разговор о музыке для кино был доверен режиссеру Эльдару Рязанову, с которым Петров работал еще с середины 1960-х. «Как вы начинаете слышать главную мелодию, лейтмотив фильма? Отчего все рождается? Как это происходит?» — спросил Рязанов у автора музыки к восьми своим фильмам, среди которых были «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих».
Сложно представить, что он не знал ответ или не мог расспросить Петрова раньше, но, кажется, у этой игры на камеру был вполне правдоподобный резон. До конца разобраться в том, как устроена киномузыка маэстро с точки зрения ремесла, не могли ни коллеги по цеху, ни сами авторы картин, хоть и были ее заказчиками, вдохновителями и первыми судьями. При этом мелодия была лишь вершиной айсберга, ведь загадкой оставались и непревзойденные гармонии, и сочетания инструментов, оркестровки и ритмы. Большой вальс Петров родился на Васильевском острове в Ленинграде в семье художницы и военного хирурга. Первые музыкальные уроки он получил дома — сначала по игре на пианино, чуть позже на скрипке.
Тем не менее связывать жизнь с музыкой будущий автор сотен произведений для камерных и симфонических оркестров не собирался, куда больше увлекаясь литературой. После эвакуации семьи Петровых из блокадного Ленинграда в сибирский Ленинск-Кузнецкий подросток буквально пропадал в городской библиотеке, где зачитывался Мопассаном, Стендалем и Бальзаком.
Из советских современников, по его воспоминаниям, ценил разве что Паустовского и Грина — у остальных соцреализм разъедал любую романтику. Там же, в Кузбассе, Петров пробует писать стихи и рассказы, а через два года, перед возвращением в Ленинград, садится за роман, так и оставшийся незаконченным. Ориентация на европейскую культуру, особенно в той ее части, что касалась психологической и реалистической прозы с ее неразрешимыми вопросами и вниманием к внутреннему миру героев, как ни странно, вернула 15-летнего Петрова к музыке и, как покажет будущее, стала основой его композиторского почерка. Оказавшись в родном городе, он пошел на оскароносный фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе.
Образ австрийского композитора, красота его музыки и яркость экранного мира настолько поразили юношу, что он твердо решил стать композитором. В том же победном 1945-м Петров поступил в Ленинградское музучилище имени Римского-Корсакова (где позже преподавал) и, окончив его, продолжил обучение в консерватории по классу композиции. В 25 лет он стал одним из самых молодых редакторов издательства «Музыка». К тому времени у Петрова уже было несколько сюит для оркестра, романсов и кантат. «Торжественную кантату», точнее, ее партитуру, оформленную в виде сделанного от руки подарочного альбома, Петров преподнес будущей жене на ее 19-летие. «В создании кантаты принимали участие: Римский-Корсаков, Арнольд Шенберг, Леонид Утесов, Александр Цфасман и другие», — сообщалось на развороте. Вопреки ожиданиям, после увертюры шли серенады, вальсы и буги-вуги. В следующие полвека все это буйство музыкальных красок, неожиданных решений и феноменальной точности в дюжине жанров сделает его патриархом «серьезной» музыки, доступной всем.
Морсин. А. : https://tass.ru/opinions/9348071 // «Музыка в театре, в кино, на ТВ» 1986