В своих героях — молодых рабочих парнях — Николай Рыбников сумел передать то главное, чем жила в те дни страна. Они были не просто узнаваемы современниками, они выражали нерв времени, его проблемы, его стремления. Им верили, на них хотели походить. И не один десяток мальчишек середины пятидесятых годов писал письма сталевару Саше Савченко и монтажнику-высотнику Николаю Пасечнику (почтальоны безошибочно приносили эти конверты актеру Николаю Рыбникову) с просьбой рассказать, как и где они обучились своей профессии. А в письмах людей постарше, бывало, встречались производственные вопросы и посложней.

И не случайно, наверное, главный инженер завода, где проводились натурные съемки фильма «Высота», прощаясь с актерами, сказал:

— А что, я бы с удовольствием взял вашу бригаду в строители новой домны!

Каждый актер мечтает создать на экране глубокий, полнокровный образ современника. Рыбникову эту мечту удалось воплотить в жизнь полнее, чем многим другим.

Он считает, что «современник» — это не просто человек, живущий в одни годы с тобой, но несущий в своей душе стремления и помыслы, которые ты разделяешь. Что признаком современности являются не модные брюки или прическа, или ходовые словечки. Играя в студенческие годы Нагульнова из «Поднятой целины», он чувствовал его своим современником.

И героя гражданской войны Кочубея в одноименном фильме Ю. Озерова. И Денисова в киноэпопее С. Бондарчука «Война и мир» тоже. Потому, что для актера важно не то, в какую эпоху живет его герой, как он одет, а то, что делает, отражают ли его жизнь и его дела суть своего времени.

В своих лучших ролях Рыбников открыл нам на экране новый тип советского человека. Народный характер его героев раскрывает лучшие грани человеческой натуры — широту души, высокое чувство гражданственности, оптимизм, гордость и беспредельную ответственность за свой труд. Все они самобытны — не спутаешь Колю Пасечника из «Высоты» и Илью из кинокартины «Девчата», — но их роднят многие качества, близкие и понятные миллионам советских людей.

Имена Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова прочно сплетены в представлении зрителей не только потому, что они вместе идут по жизни многие годы, воспитали двух дочерей. В своем творчестве они как бы дополняют друг друга. Поэтичность героинь Ларионовой и земная реалистичность рабочих парней, сыгранных Рыбниковым, как бы две стороны одной медали, два важных направления в развитии современной актерской школы.

У каждого из них на счету более чем по 30 фильмов — произведений разных по своей значимости, но никогда не остававшихся не замеченными зрителями. Уже одно лишь участие в этих работах Ларионовой или Рыбникова привлекало к ним внимание многочисленных знатоков и любителей творчества этих популярных актеров. Жизнь актеров — повседневный, нелегкий труд.

Сейчас Николай Николаевич Рыбников приглашен на съемки на Одесскую киностудию. Туда, где четверть века назад создавался фильм, открывший дорогу в большую жизнь его рабочим героям, — «Весна на Заречной улице».

— В Одессе для меня все родное. Снова вижу Заречную улицу, снова чувствую себя начинающим актером, — рассказывает он. — Мой герой в новом фильме «Я Хортица» — бывший сталевар. Роль небольшая, но интересная. Съемки будут проходить в Запорожье и Одессе, и мне это особенно дорого.

Но, кроме съемок, немало времени и сил у Аллы Дмитриевны Ларионовой и Николая Николаевича Рыбникова занимают встречи со зрителями, поездки по стране вместе с коллегами — участниками театрализованного представления «Товарищ кино».

Где только не побывали А. Ларионова и Н. Рыбников за последние годы — Хабаровск и Ереван, Ашхабад и Иркутск — сотни городов, тысячи встреч с любителями кино. Они выступают в рабочих клубах и на строительных площадках, на полевых станах и в студенческих общежитиях, рассказывают о своих новых работах, о планах. И теплота этих встреч, неизменный интерес к творческой судьбе актеров еще раз подтверждают, что герои, созданные ими на экране, расширяют представление зрителей о прошлом и настоящем нашего народа, о прекрасном времени, в которое мы живем. И зритель воздает артистам должное, ценя и любя их любовью искренней и постоянной.

ТРЕТЬЯК Е.: “СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА” // Крупным планом //  “Советский экран” № 24 декабрь 1980