(...)

Можно сказать, что мультипликация требует от человека особых качеств таланта, заключающихся в том, что режиссер в этом искусстве должен обладать многими талантами, а не каким-либо одним. Он должен быть и художником, и актером, и музыкантом, и драматургом, и натуралистом, и педагогом. Этими и многими другими чертами природа щедро наградила Мстислава Сергеевича.

И еще одним бесценным качеством, без которого не может быть ни одного творца, — трудолюбием, необыкновенной работоспособностью. У Пащенко были золотые руки, он был из тех русских людей, которые могли подковать блоху, именно об этом всегда с восхищением говорят его коллеги по труду. А мультипликация — это прежде всего труд, упорный, кропотливый, не терпящий брака и равнодушия. Тысячи, десятки тысяч рисунков создают фильм, живо и непринужденно возникающий на экране, и, если бы зрители могли представить себе, какое напряжение людей стоит за каждым движением персонажа, за каждым колебанием ветки, за искристостью снега, — они бы к своей любви, которую неизменно вызывают мультфильмы, прибавили бы еще и благодарное чувство признательности к художникам за их подвижнический, благородный труд, целиком отдаваемый людям.

«Машенькин концерт». Реж. М. Пащенко. 1948

В чем же секрет успеха фильмов Пащенко, почему они удостаивались высоких наград жюри международных фестивалей и зрителей? Потому что, как справедливо говорят о Пащенко на студии «Союзмультфильм», в его картинах впервые все увидели, что ворона летит как ворона, девочка идет как девочка, медведь — как медведь, лягушка — как лягушка. Это было огромное достижение режиссера и художника, который так великолепно знал природу, понимал и любил ее, что мог ее не копировать в своих фильмах, а выражать новым языком мультипликационного искусства. Зная природу как натуралист, он отражал ее в фильмах как веселый, а иногда и грустный художник, и поэтому зрители его смеялись и плакали, но никогда не оставались равнодушными.

Его фильмы были и остаются высокодуховными произведениями, но это духовное наполнение давалось режиссеру не легко. Он был очень требовательным в работе, потому что всегда точно знал, чего он хочет от своих мультипликаторов-одушевителей. Он не боялся споров, серьезных обсуждений своих предложений, потому что он видел в своих помощниках не механических исполнителей, а творцов, и он понимал, что только думающий, увлеченный художник может создать глубокий, волнующий образ, а не ремесленник, которому все равно, на что тратить свое умение. Поэтому он поощрял инициативу мультипликаторов, и они могут рассказать много случаев, когда режиссер после очередного обсуждения, подумав день-два, менял, свой первоначальный замысел и принимал новый. Нужно обладать определенным мужеством и очень любить свое дело, чтобы отказаться от того, что ты выносил годами или месяцами, но Пащенко был всегда далек от таких черт, как амбиция или тщеславие. А в результате получились его фильмы, где котенок был пушистый, и все поражались, как ему удалось достигнуть этого эффекта, а Пащенко улыбался: секрет был в золотых руках его коллектива, отдающего все свои силы, всю фантазию, все мастерство работе.

Пащенко подчинил свое творчество выражению одной и той же темы: дружба и любовь, объединяющие силы человека и природы в борьбе со злом. Эта тема всегда решалась в образах, доступных пониманию самых маленьких зрителей. Эта же тема советской морали нашла достойное отражение в его последних фильмах, сделанных на новом материале, — «Необыкновенный матч» и «Старые знакомые», поставленных вместе с Дежкиным.

Адрес его фильмов был точен: его зрители — дети, причем самые маленькие. Он работал для них, стремясь через свои картины объяснить азбуку морали: быть честными, отзывчивыми, добрыми и готовыми бороться против зла и несправедливости.

«Этот человек, — сказал о нем его друг М. М. Цехановский, — из всех нас лучше всего знал детей. И не только знал, но и умел к ним подходить. Особенно знал, как с ними беседовать, что и как им рассказывать. И сознание детей, сердца детей тотчас открывались, когда они смотрели его фильмы. Поэтому я думаю, что будет справедливо сказать, что это был настоящий художник нашей советской Родины, что он действительно по-настоящему служил нашему государству и нашей партии, он воспитывал детей, то есть занимался тем главным делом, которое требуется от нас, художников... Во все фильмы от начала и до конца его жизни он вносил сердечный, теплый юмор, за который его так любили. И, наконец, всюду блестящее мастерство. Вы нигде не увидите и намека на халтуру. Это образцовый режиссер».

Мстислав Сергеевич Пащенко умер в 1958 году, не успев осуществить свой последний полнометражный фильм — «Чиполлино».

Прошло уже много лет, но всякий раз, когда на студии «Союзмультфильм» создают хороший фильм, вспоминают этого умного, доброго, неповторимого художника и человека, так много сделавшего для развития своего любимого искусства.

В. Туликова. Мстислав Пащенко. «Мастера советской мультипликации». М., 1972. С. 119-140