Выбор гоголевской повести для экранизации средствами цветного кино был сам по себе очень удачен. Фантастические и веселые происшествия, изложенные в «Сорочинской ярмарке», казалось, сами требуют для своей экранизации ярких и радостных красок. Вспомним живописные пейзажи Украины, праздничную суету и пестроту сельской ярмарки, наконец пресловутую «красную свитку».
Гоголевский сюжет позволял Экку использовать цвет как элемент драматургии фильма. Но это удалось сделать только частично, так как, экспериментируя в новой области, Экк был недостаточно последователен в своих поисках.
Автору не удалась прежде всего переработка Гоголя ‹…›. Экка испугал веселый безобидный гоголевский черт. Традиционный персонаж народной сказки, очевидно, показался ему выражением поповщины и мистики. В поисках натуралистической мотивации автор-режиссер дополнил Гоголя... Он ввел в действие фильма вертеп — старинный кукольный театр, разыгрывающий духовные мистерии. Одну из кукол этого театра — черта, одетого в красную свитку, подбрасывает цыган сорочинцам, вызывая среди них панику. Все просто — морализирует автор, — чудес не бывает, а черти — это поповская выдумка. Но черти не только поповская выдумка, это также популярный персонаж народной сказки. У Экка все «просто», но колорит гоголевской повести пропадает, а фантастика народной сказки, лукавой и веселой, подменяется нехитрым анекдотом о ловком цыгане.
Гоголевский сюжет упрощен. Короткий анекдот надолго не задержит внимания зрителя. И, очевидно, поэтому Экк прерывает действие фильма бесконечными пейзажными кадрами и натюрмортами, замедляя его темп. Яркие цветные композиции, показанные вне связи с действием, утомляют зрителя. Также утомляют диалоги — медленные, растянутые лишь для того, чтобы зритель мог полюбоваться расшитой одеждой героини или розовым цветом ее лица.
Замедленность темпа действия в «Сорочинской ярмарке» вызвана, очевидно, и тем, что Экк не учел некоторых особенностей цветного кино. Сам по себе темп цветной картины, на наш взгляд, медленнее, чем темп однотонной черно-белой. Цвет пока не допускает быстрого движения в кадре и загромождения кадра большим количеством деталей. Отсюда возникает естественный вывод. Надо экономно строить кадр, удаляя из него лишнее, все, что может рассеивать внимание зрителя от основного содержания. ‹…›
В лучших частях фильма зритель забывает о том, что смотрит цветное изображение.
Александров С. Сорочинская ярмарка // Кино. 1939. 29 марта.