Лев Сидоровский: Как же вам и некоторым из ваших коллег удавалось в этом «детском доме», в брежневские времена, делать честные фильмы?
Виталий Мельников: Важно было найти свою нишу, где можно честно (или относительно честно) все-таки говорить правду и всерьез исследовать жизнь такой, какая она есть, Поэтому все эти годы в нашем обкоме партии лично я ходил в «мелкотемщиках»; ведь на фоне всех «свершений» все время снимал картины про так называемых «маленьких людей» — про «Ксению, любимую жену Федора», про Александру из «Здравствуй и прощай», про «Семь невест ефрейтора Збруева».
Л. С.: И что, обком с «мелкотемщиком» примирился?
В.М.: Если бы так! Лишь один пример. Посмотрев картину «Мама вышла замуж», секретарь по идеологии Круглова вздохнула: «Виталий Вячеславович, ну как же можно так принижать рабочий класс!» — «А что такое?» — «Ну Как же? Ваши девушки на стройке в обеденный перерыв загорают полураздетые, в одних комбинациях!» — «Что же им — купальные костюмы с собой приносить?» — «И потом, каким грубым языком они у вас говорят!» — «Нормальным языком, современным». — «И о чем говорят? Все о каких-то пустяках!» — «Ничего себе „пустяки“: как выйти замуж, как получить квартиру» — «Да, Виталий Вячеславович, трудно вас убедить, трудно...» Распрощался с секретарем обкома, и буквально через пару дней в «Ленинградской правде» по поводу моей картины (которая, кстати, еще не демонстрировалась ни в одном кинотеатре) — разгромная статья: «Диагонали любви на экране» (до сих пор не могу понять смысла этих слов). Причем крушит меня рецензент, естественно, словами Кругловой: и про то, что «строители светлого будущего» говорят на вульгарном языке, и про то, что режиссер «копается в грязном белье»... Так что на ленинградский экран картину практически не выпустили. Тут же «мнение обкома» передали в Госкино, поэтому тамошние чиновники во время обсуждения фильма тоже выступали «по-кругловски». В словах не стеснялись. И вот когда в адрес главного героя из уст очередного оратора раздалось: «Тупой! Алкаш! Идиот!» — из затемненного угла вдруг поднялся никем до этого не замеченный Олег Ефремов (снявшийся как раз в главной роли) и сказал: «Что за выражения?! Меня только что правительство назначило художественным руководителем МХАТа!..» Оратор поперхнулся. Возникла почти немая сцена из «Ревизора».
Л.С.: Неужто обком не попытался вас, так сказать, приручить? Неужто ни разу не предложил сделать фильм по всем канонам соцреализма, на «нужную» тему?
В.М.: Никогда. Уже после картины «Мама вышла замуж» я был для них безнадежен.
Мельников В. Все мы из детского дома [Интервью Льва Сидоровского]// Смена. 1982. 29 февраля.