Евгений Рейн: Чем, по вашему мнению, привлекают трагикомедии Вампилова? Каковы особые приметы этой драматургии?
Виталий Мельников: Грустное и смешное, буффонада и драма, лирика и самый приземленный быт сведены здесь так тесно, перемешаны столь круто, что составляют неразделимое единство. На фоне обычной жизни, среди неожиданных, подчас почти водевильных поворотов сюжета с героями происходят важнейшие для их судьбы события. Им открываются необходимость, смысл и мудрость нравственного порыва. Драматург талантливо исследовал то, что можно назвать нравственным существованием современного человека.
Е.Р.: А как это воплощено в «Старшем сыне»? Кто из персонажей главный, так сказать, союзник автора?
В.М.: Вот ходит по съемочной площадке «Ленфильма» Андрей Григорьевич Сарафанов, в прошлом кларнетист симфонического оркестра, ныне играющий на свадьбах, танцах и похоронах. Только что в его дом ворвались двое молодых людей, и один из них объявил себя его, Сарафанова, старшим сыном.
Дети Сарафанова, Нина и Васенька, любят отца, но в общем им в эти дни не до него... Так новоявленный старший сын становится опорой и надеждой этого странного чудака. И именно ему первому Сарафанов хочет сыграть свою (так и застывшую на первых тактах!) ораторию: «Все люди — братья!». Роль Андрея Григорьевича Сарафанова в этом фильме исполняет Евгений Леонов.
Е.Р.: Вы не могли бы прокомментировать игру Леонова в фильме?
В.М.: Мастерски соединив комическую фактуру образа с возвышенными, а подчас и патетическими интонациями героя, Леонов попытался сделать своего Сарафанова и предельно конкретным, узнаваемым, и символическим одновременно.
Е.Р.: Насколько можно судить, это ему удалось. Значит ли это, что именно Сарафанов в вашей картине главная фигура?
В.М.: Не надо, мне кажется, разделять вампиловских героев «по старшинству». Для нас весьма остро стоял и вопрос о молодых людях, Бусыгине и Севастьянове; вот раскрывается жестокий розыгрыш, учиненный ими в доме Сарафановых. Казалось бы, надо ждать катастрофы, изгнания самозванного родственника. Но нет, Бусыгин уже стал членом Семьи. И дело тут прежде всего в тех душевных переменах, что проявились в этом парне всего за одни сутки. Очень важно, что Бусыгин входит в действие уже созревшим для такого преображения, потому и нет во всей ситуации натяжки и нарочитости.
Актер Николай Караченцев выдвинул на первый план в роли Бусыгина именно подготовленность к сочувствию, способность ответить на тепло, исходящее от семьи Сарафановых.
Мельников В. Вампилов на экране [Интервью Евгения Рейна]// Литературная Россия. 1976. № 17. 23 апреля.