Сценарий «Кин-дза- дза!» Реваз Габриадзе писал уже после того, как основал в Тбилиси театр марионеток. Уже отказавшись от кино, устав от него и разочаровавшись в живых актерах, не способных точно воплотить замысел сценариста. Это признание маэстро Резо иллюстрирует и короткометражный фильм «Мотылек» из прославленного сериала о трех ремонтниках дорожных знаков. Действительно, можно понять так, что талантливый художник ощутил тогда, что создает характеры и ситуации уже для марионеток.
Такая мысль не покидает, и когда смотришь «Кин-дза- дза!». Хотя живые актеры здесь играют восхитительно.
Самого маэстро Резо во время гастролей театра марионеток в Вильнюсе можно было увидеть перед каждым спектаклем. Он, легендарный Габриадзе, личность которого блистает в каждом мгновении «его» фильма (редкое счастье для сценариста), перед спектаклем выходил, чтобы рассказать зрителям сюжет. Для того, чтобы мы, не грузины, лучше поняли спектакль, вчувствовались в его нюансы. Во время этих живых и очаровательных увертюр расцветал и сам маэстро. Как он не может нарадоваться на придуманный им, неисчислимые сотни раз пересказанный сюжет, каждый его поворот и возможные аллюзии! Как преданно, даже волнующе он любит жизнь — ту, о которой рассказывает! И увертюры, и спектакли настойчиво демонстрировали божественный юмор маэстро, его блистательную фантазию.
А что? Разве плохо, что знаменитый, добродушный и веселый художник любит играть? Может быть, нашей серьезной, напряженной жизни этого как раз и не хватает?! Может быть, только в игре мы ясно увидим, что нас ждет?
Вот Габриадзе и придумал (предвидел? предугадал существование?) галактику Кин-дза- дза, на планете которой по названию Плюк очутились невероятным образом советский строитель Владимир Николаевич и студент со скрипкой Гедеван, которые и на Плюке упорно ведут себя так, как если бы находились на Земле. Габриадзе творит законы Плюка (тот, у кого есть средства на приобретение малиновых штанов, — уже аристократ), воспитанное на таких законах общество, зараженное вещизмом и даже близкое к животному. Создает и другую планету — усеянную цветами Альфу, деликатные жители которой превращают в цветы все живые создания, не соответствующие признанным ими эталонам. Но поскольку тяга автора к озорству себя еще не исчерпала, мы получаем две серии приключений вышеупомянутых героев в вышеупомянутых ситуациях. О да, в фильме масса метких наблюдений, запоминающихся реплик, обреченных на чрезвычайную популярность... Только скучновато больше двух часов наблюдать, как талантливые мужчины от всей души выполняют творческую работу, результаты которой можно уместить в ладони. ‹…›
Огинскайте Р. По ком звонит колокольчик? // Кино. Р., 1987. № 5.