Постановщик фильма «Живые и мертвые» Александр Столпер долго не соглашался дать интервью об исполнении главной роли Кириллом Лавровым, резонно говоря, что все передуманное с актером об их герое, политруке Синцове, они уже рассказали с экрана.
Но мы, понимая всю справедливость этих доводов, продолжали настаивать и задали прямой, немудреный вопрос:
— Чем же вас привлек актер Лавров?
Режиссер с телеграфной лаконичностью ответил:
— Хороший актер. Обладает всеми качествами для исполнения такой роли. Необычайно реалистичен — в массовых сценах невозможно было отличить от простого солдата. Его Синцов — и солдат, и политрук. Он несет правду людям. Лавров, восемь лет прослуживший в армии, на экране очень правдив. Достоверен.
Точно знает, кого играет.
Да, Синцов в исполнении Кирилла Лаврова предстал перед нами таким, каким мы узнали и полюбили его в романе, каким повстречал его под Москвой в сорок первом году военный корреспондент Красной Звезды Константин Симонов, автор «Живых и мертвых».
Заслуженный артист РСФСР К. Лавров пришел к образу Синцова не из кинематографа, а из театра.
Не собираясь бросать тень на сыгранные им роли в кинофильмах «Ссора в Лукашах», «День первый», «С вечера до утра», мы все же должны сказать, что они были в лучшем случае только пробой пера для экрана. Вырос, сформировался Кирилл Лавров на сцене Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, его учителем стал режиссер Г. Товстоногов.
Когда-то весело и задорно выскочил на сцену на одной ножке некий Борис Прищепин — К. Лавров в спектакле «Когда цветет акация». А пять лет спустя мы увидели в спектакле «Океан» того же актера в роли немногословного, сурового и умудренного жизнью офицера советского флота Платонова. И почувствовали, что к актеру пришла творческая зрелость, пришло уверенное, точное и умное мастерство.
Передать зрителю не только то, что персонаж говорит, а то, чего он не говорит, о чем он молчит, что думает, — этим драгоценным качеством успешно овладевал Лавров.
Роль Синцова сыграна им с мужественной простотой: вглядываясь в синцовские усталые, упрямые и убежденные глаза, действительно, догадываешься, понимаешь, «о чем он молчит», осознаешь все величие и скромность людей, отстоявших Москву в суровом, незабываемом 1941 году.
Львов Б. С мужественной простотой // Советский экран. 1963. № 23.